Окно в Европу

Борис ФирсовВ ноябре 2014 года исполнилось 20 лет Европейскому университету в Санкт-Петербурге: 28 ноября 1994 года состоялась государственная регистрация университета [1]. На вопросы ТрВ-Наука ответил один из создателей и первый ректор ЕУСПб, социолог Борис Максимович Фирсов. Беседовала Наталия Демина.

— ЕУ исполняется 20 лет. Что Вы считаете самыми главными достижениями университета за эти годы?

— Три понятия генерализуют мои представления о современном университете. Одно из них — демократия, с которой мы все связываем оптимистические надежды, но видим, что движение российского общества в ее сторону (как в сторону горизонта) пока отдаляет цель ровно на столько, на сколько нам удалось приблизиться к ней. Второе понятие — автономия, синоним самостоятельности субъекта демократии, будь он индивидуальным или коллективным, его способность и внутренняя готовность к самоуправлению. Наконец, третье понятие — корпорация как способ объединения людей для достижения поставленной цели.

169-0015Специфику корпоративной формы объединения, коль скоро речь идет об академическом сообществе, я связываю с действием этоса, комплекса ценностей и норм, разделяемых учеными. К корпоративным правилам я испытываю особый пиетет, как один из авторов «Профессионального кодекса советских социологов», написанного в годы перестройки под влиянием осознаваемой обязанности сообщества ученых содействовать формированию чувства профессиональной чести и достоинства, утверждению норм высокой исследовательской культуры, созданию человекоцентричной среды. Я искренно радуюсь и горжусь тем, что Европейский университет в Санкт-Петербурге может считаться примером такой среды.

Такая среда, не игнорируя внешних социальных связей своих членов, тем не менее дает шанс образовать некое содружество, которое будет жить по своим законам и правилам. Полностью разомкнуть социальные связи не представляется возможным. С одной стороны, сохраняется наемный труд для большого числа работников умственного труда; c другой стороны, возникающий гражданский социум должен опираться на поддержку своих сограждан.

169-0014— Что было самым трудным за эти годы для Вас и других ректоров?

— Самым трудным было движение в сторону конструктивной автономии и самостоятельности и упорная, нелегкая борьба за нее, стремление преодолеть пресс социальных обстоятельств и дать возможность для проявления личной инициативы преподавателям и слушателям университета, конвертировать, если так можно выразиться, производственный коллектив в самодвижущуюся материю, опирающуюся на динамику рожденных временем новых социальных практик.

— Удивляет ли Вас то, что слово «европейский» приобретает сейчас такую актуальность? Что университету приходится в каком-то смысле вновь прорубать, а точнее, не давать захлопнуться окну в Европу, да и во весь мир?

— Да, меня удивляет подозрительность, которую стараются внушать населению страны ко всему европейскому. Но кажется, что оппоненты европейскому опыту, традициям и достижениям не образуют большинства в нашем обществе. Это составляет основу моих оптимистических надежд и только укрепляет в сознательном чувстве принадлежности к европейской культуре. Окно, о котором вы спрашиваете, никогда не захлопнется.

Фото ЕУСПб

1. О праздновании юбилея ЕУСПб см. http://eu.spb.ru/index/news-archive/2014/14409-20

1 Comment

  1. В 1966 в США родилась типа независимая «Educational Testing System», среди прочего, хорошо известная своим тестом TOEFL.

    В 1912 адмирал-математик А.Н.Крылов по просьбе морского министра обосновал, почему Питер надо защищать от любых внешних поползновений.

    Ничего не изменилось, бюджет на русскую самобытность придётся формировать (принудительно, как и Крылову на русскую, а Вашингтону на американскую) …

    Самым дешёвым путём, мне кажется, могло бы стать создание русского аналога ETS и одновременно «теорминимума (им.Капицы,Ландау) по обществоведению»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: