Ян Стен, наблюдатель мгновений

Ревекка Фрумкина
Ревекка Фрумкина

Ян Стен (Jan Steen, 1626–1679), голландский художник, оставил более 800 законченных полотен, как правило небольшого формата. Изображал он преимущественно бытовые сцены из жизни своих современников. А если Стен писал картину на библейский сюжет, то разницу составляли разве что костюмы и интерьеры. Так что сотни полотен Яна Стена — это прежде всего замечательный образец жанровой живописи.

Заметьте, что, размышляя о художнике, мы обычно начинаем с ответа на вопрос «Как?» — то есть думаем в терминах метода, а не в терминах предмета изображения (чтó изображено). Впрочем, советское искусствознание делало акцент именно на предмете, в силу чего высшим достижением русской живописи неизменно оказывались передвижники с их социальной критикой — то есть жанровая живопись.

Жанровой живописью принято называть изображения с выраженным сюжетом: это всегда некое действие, остановленное взглядом художника. В XVII веке Голландия расцветала и богатела, жители украшали свои дома коврами (персидскими), бело-синим фаянсом (дельфтским) и картинами — прежде всего произведениями своих соотечественников. Для частного дома подходили работы относительно скромного формата: разумеется, натюрморты Снайдерса (впрочем, он фламандец), размером 1,5 х 2,5 м, годились только для дворцов, зато натюрморты Геда и Калфа и сюжетные картины Яна Стена были в самый раз.

Стен, несомненно, учитывал вкусы публики: у него много работ, варьирующих определенную, видимо популярную, тему/сюжет: дама за туалетом; веселящаяся компания (десятки работ); врач у больной дамы (не менее восьми полотен); учитель с детьми и т.д. Не менее виртуозно Стен писал портреты и пейзажи (см., например, портрет бургомистра Дельфта с дочерью).

Ян Стен родился в Лейдене в семье пивовара и сам неоднократно открывал то пивоварню, то гостиницу. Слыл он гулякой, — впрочем, как полагают многие исследователи, это скорее домыслы.

Автопортрет, ок. 1670. Государственный музей в Амстердаме
Автопортрет, ок. 1670. Государственный музей в Амстердаме

Стен работал во всех крупных городах Голландии, участвовал в организации в Лейдене Гильдии св. Луки, потом, уже в зрелом возрасте, стал ее президентом. Помимо жанровых сцен Стен писал превосходные портреты, а также изображал мифологические сюжеты — последние приближены к его бытовым сценкам.

В равной мере Стен владел искусством создания многофигурных композиций и сцен с участием двух-трех персонажей.

Многофигурные композиции у него, как правило, динамичны: это, например, праздник — и непременно праздничное веселье и застолье. Поэтому на картине присутствуют старые и малые, хозяева и гости, дети всех возрастов, разномастная посуда, блюда и бутылки, пироги и объедки, собаки и кошки, потерянный кем-то башмак, опрокинутый стул и т.п.

Изображение при этом развернуто к зрителю, так что картина в целом напоминает сцену из спектакля. У кого-то я прочитала, что Стен участвовал в театральных постановках — видимо, речь идет об участии Стена в «камерах риторов» (rederijkkamers), то есть обществах любителей литературы и театра, восходящих к средневековым Нидерландам. Риторы сочиняли стихи и пьесы по случаю различных праздников.

Сцена с участием одного персонажа у Стена — дама за едой или за туалетом. Другой популярный сюжет — визит врача, где подлинная или мнимая больная — молодая дама, рядом с ней обычно мать или служанка и доктор, который считает у больной пульс.

Особенность полотен Стена — это тщательная проработка деталей и замечательная изобретательность в их подборе. Чтобы понять замысел, стоящий за этими якобы мелочами, надо помнить, что полотна Стена висели домаих следовало не спеша разглядывать, подобно тому как наши дети разглядывают картинки в своих книжках: «А вот кувшин как у нас…»

Если вы внимательно посмотрите на портрет губернатора Дельфта с дочерью, то увидите, что Стен был еще и незаурядным портретистом, а также мастером пейзажа.

Портрет бургомистра Дельфта с дочерью
Портрет бургомистра Дельфта с дочерью

Колорист он тоже был выдающийся: его золотистые и голубые ткани, его особенный красный… И бесконечное разнообразие коричневых тонов. Вот скромная картина «Урок игры на клавесине». Девушка держит напряженные кисти рук над клавиатурой, явно не решаясь взять аккорд. Справа от нее — учитель музыки, но его мы как бы не замечаем — пока не рассмотрим всё остальное, хотя и эта фигура тщательно выписана. Но именно девушка — героиня этой нехитрой истории: ее нежная щека и скромная сережка, полудетские руки, корсаж из тонкой кожи, подчеркивающий силуэт…

Урок игры на клавесине
Урок игры на клавесине

Мы уходим из музея, а девушка так и не решается взять аккорд…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: