Заявление Клуба «1 июля» о реформе МГУ

28 апреля 2020 года Клуб «1 июля» выступил со следующим заявлением.

Клуб «1 июля» выражает глубокую озабоченность сообщениями о планируемой реформе Московского государственного университета — первого во всех смыслах высшего учебного заведения страны, служащего образцом и моделью университетского образования для всей России.

Планируемые изменения структуры и программ МГУ поставят окончательную точку в череде разрушительных преобразований системы высшего образования, начатых уже много лет назад без ясного смысла и целей и вопреки мнению ученых и преподавателей. Пример других вузов, в которых проводились подобные реформы, показывает их негативное влияние на качество подготовки специалистов.

Что касается МГУ, то за последние два десятилетия в его составе появился целый ряд новых факультетов. Не секрет, что их уровень во многих случаях не идет ни в какое сравнение с традиционными факультетами университета и далеко не все их профессора и руководители являются действующими учеными, да и создавались эти факультеты нередко с целями, никак не связанными с подготовкой научных кадров. Существует очевидная опасность того, что при слиянии факультетов разного уровня и разной природы преимущество получат именно представители «молодых» и «нужных» факультетов, а университетские научные школы, сохраняющие лучшие традиции отечественного фундаментального образования, будут утрачены.

Крайнее недоумение вызывают и конкретные версии реорганизации, обсуждаемые в последние дни: разделение родственных дисциплин (например, истории, филологии и истории искусств, ряда социальных наук) и их разведение в разные школы; объединение таких разных дисциплин, как почвоведение и психология, в одной школе; слияние академических дисциплин с прикладными специальностями вроде туризма. Если планы такого рода готовятся к реализации, то это свидетельствует о том, что предполагаемая реформа готовилась без учета мнения специалистов — ученых и преподавателей, а также не принимает в расчет интересы студентов. Особое возмущение вызывает всё тот же, увы, хорошо знакомый нам по реформе РАН 2013 года «подковерный» метод работы реформаторов: даже деканы факультетов не были допущены к обсуждению проекта преобразований.

Клуб «1 июля» выражает решительный протест против попыток поспешного, несвое­временного и келейного принятия проекта этой реформы и считает, что она угрожает всей cистеме высшего образования и подготовки научных кадров в стране.

1julyclub.org/node/339

20 комментариев

  1. Когда по другим вузам проходили подобные реформы, МГУ как-то воздерживался от комментариев. Считали, что их не коснется. Обычная история. Нет никакого сообщества, «своя рубаха ближе …».

  2. Нужно от слов переходить к делу. Например, почему бы не внести поправки в устав РАН? К примеру, добавить возможность лишения звания академика или член корра за определенную деятельность, например, за действия против науки. В данном конкретном случае ведь есть определенные лица — члены РАН, проталкивающие такие проекты. В эпоху внесения поправок в конституцию необходимо подумать и о таких поправках

    1. После внесения такой поправки всех членов клуба «1 июля» отчислят из академии.

    2. Уже было — при Сталине. Вносили и выносили, виноват, вышибали из. Это — наше родное отечественное — так «поправить», чтобы вовсе не работало ну по-никакому!
      Л.К.

      1. Просто письма малоэффективны. С одной стороны представители РАН против таких проектов, а с другой другие представители этой же РАН проталкивают их.

        1. А большинству членов РАН всё равно. Если правительство спросит РАН, как правильно надо делать, то академия будет искать разумное решение. А если начальство твёрдо скажет им, что так надо, то проголосуют «как надо».

  3. Первым университетом в России был вовсе не МГУ, а С-Петербургский Академический университет, созданный в год кончины Петра I , в 1725 году Блюментростом. Его деятельности всячески препятствовал М.В.Ломоносов, что вскоре привело к развалу С-Петербургского Академического университета. Московский университет был создан существенно позднее, лишь в 1755 году.
    В советское время он действительно служил моделью для других советских университетов, но тогдашний МИНОБР делал все, что бы эта модель была них недосягаемой. Достигалось это, в частности, и учебной нагрузкой для ППС, которая в МГУ была примерно такой же как и в западных университетах, а в большинстве советских университетов она была в 2-3 раза выше.
    Я, естественно, поддерживаю основные положения Заявление Клуба «1 июля» о реформе МГУ, но считаю их недостаточными.
    Постановка проблемы должна быть более общей и касаться всей системы образования и науки в России, на что, по существу, уже указала Ирина Шорохова.

    1. Нагрузка на ППС — это даже не среднее по больнице. Хотели доступное высшее — получили, только высшее для всех быть не может, потому что оно выше среднего. Есть такое высказывание, что уважают только силу — какую силу представляет собой средний ППС (с НС уже разобрались)?

      1. Кто уважает, паханы? Есть и другое высказывание, типа сила есть — ума не надо.
        Л.К.

        1. E=mc^2 — или бомбы не будет! У нынешних выдавшихся ученых нет не то, что равных, но и подобных аргументов

          1. Уважаемый «Теоркиб»! Убедительно прошу Вас никогда не качать брутализм, иначе говоря, дешевое пацанство.
            Не в Ваших, имхо, интересах. Научники ничего не должны и никогда не станут должны (доказывать и пр.) паханам и уголовке (по понятиям и без). Плавали уже в лагерях при Сосо-кровавом, знаем, и про Курчатова и срыв контрфизической сессии — тоже. Грамотные.
            В отличие от долбаной уголовки.
            Л.К.

    2. «…в 1725 году Блюментростом. Его деятельности всячески препятствовал М.В.Ломоносов, что вскоре привело к развалу С-Петербургского Академического университета».
      http://www.hrono.ru/biograf/bio_l/lomonosov_mv.php М. В. родился в 1711, в 1725 ему было 14 лет, а учиться начал в 19 лет. Академиком, т.е., получил хоть какую-то возможность «препятствовать», стал в 1745 г. Кто что «развалил»?))

      1. Разве я писал, что Ломоносов единственный, кто препятствовал развалу Академического С-Петербургского университета и развал произошел именно в 1725 году?
        Помимо Ломоносова первый университет России имел противника в лице РПЦ. Современная наука — детище европейской Реформации, Гуманизма и Просвещения. Там она — базисная часть культуры. В России же она всегда являлась чужеродным и опасным элементом, иностранным агентом так сказать, созданным главным образом созданная для поддержки армии и флот, т.е. для пушек и ядов.

    1. Да. Придется. И не только авторам комментофф на этой странице.
      Убежден в этом.
      Л.К.

    2. Есть ещё и Струфиан Самойлова. Тоже могут навязать обсуждение. Чем хуже альтернативной истории. Попросит общественность — обсудим. Сколько всего обсуждали в образовательных прожектах. Про мц квадрат Вы правы. Не слыхать нынче аргументов такой силы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: