Алексей Душкин, архитектор

Ревекка Фрумкина
Ревекка Фрумкина

Вам может быть неизвестно имя Алексея Николаевича Душкина (1903–1977). Однако если вы живете или хотя бы иногда бываете в Москве, то время от времени непременно соприкасаетесь с постройками Душкина, поскольку пользуетесь московским метро.

Мало того что именно Душкин построил всемирно известные и, безусловно, лучшие станции московского метрополитена — «Маяковскую» и «Дворец Советов» (ныне — «Кропоткинская»). Именно Александру Николаевичу мы обязаны и неординарной «Новослободской», и еще довоенной (!) «Площадью Революции», хотя проект Душкина вовсе не предполагал наличия в угловых нишах арок крупномасштабных и весьма тяжеловесных скульптур. Но их «предполагал» влиятельный официальный скульптор Манизер…

Добавим к метро всесоюзно известный «Детский мир» на Лубянке. Да, это здание, что называется, знало лучшие времена — я помню, как его строили и открывали, как вплоть до начала девяностых мало кто уходил оттуда без покупки; народ (нередко с детишками) там толпился в любое время года, хотя в здании было душновато. Но если уж признать, что у нас была советская архитектура, то эта постройка Душкина, безусловно, выражала лучшие ее стороны.

Фотопортрет Душкина
Фотопортрет Душкина

Советский архитектор Алексей Николаевич Душкин родился 24 декабря (по старому стилю — в сочельник) 1903 года в селе Александровка Харьковской губернии в семье ученого-почвоведа и агронома Николая Алексеевича Душкина. Отец Душкина, потомственный почетный гражданин Вологды, служил управляющим имений и экономий семей Харитоненко и Кёниг — крупнейших промышленников, меценатов и коллекционеров (о П.И. Харитоненко см. мою статью [1]).

До 1919 года Алексей Душкин учился в реальном училище, затем по настоянию отца поступил в Харьковский мелиоративный институт, потом перевелся на химический факультет в Харьковский технологический институт, где проучился два года — с 1923-го по 1925-й. Судя по всему, Душкин хотел чего-то иного, потому что после смерти отца в 1925 году перевелся на инженерно-строительный факультет того же института — и в конечном счете добился зачисления в класс академика архитектуры Алексея Николаевича Бекетова, одного из крупнейших архитекторов юга России и Украины.

Обучение свое Душкин завершил как архитектор в 1930 году и был направлен на работу в большую проектную организацию «Гипрогор» в Харькове. Через год он участвовал в открытом конкурсе на строительство Дворца Советов, где получил одну из первых премий. Это дало ему возможность переехать в Москву.

В Москве в 1931 году Душкин начал работать в одной из проектных мастерских Моссовета, которой руководил крупнейший русский архитектор Иван Фомин. В этот период Душкин участвовал в разнообразных конкурсах на сооружение больших общественных зданий.

В качестве примера таких проектов выпускница МАрхИ gippo_yu в своем ЖЖ и ЖЖ «Архитектурное наследие» опубликовала визуализацию трех проектов, представленных на малоизвестный конкурс 1936 года. Грандиозное здание Большого академического кинотеатра на 3000 мест планировалось воздвигнуть на площади Свердлова напротив Большого театра (от этой идеи остался «временный» павильон станций метро «Площадь Революции» и «Театральная») (см. [2]).

Проект А.Н. Душкина, соавторы В.С. Белявский и Н.С. Князев.  С сайта arch-heritage.livejournal.com
Проект А.Н. Душкина, соавторы В.С. Белявский и Н.С. Князев.
С сайта arch-heritage.livejournal.com

Главное же, над чем в эти годы работал Алексей Николаевич, было проектирование станций московского метро. Разные авторы считают А.Н. Душкина основателем так называемой безоконной архитектуры. Ему же принадлежит первенство в использовании конструкций из нержавеющей стали в качестве декоративного материала, примером чего и по сей день служит станция метро «Маяковская».

Разумеется, ребенком я ничего этого не знала. Мой весьма образованный отец был далек от архитектуры как искусства и ремесла, однако я до сих пор помню, как он повел меня посмотреть только что открытую станцию «Маяковская». Это, видимо, было осенью 1938 года, то есть я еще и в школу не ходила…

Особая заслуга Душкина — строительство нескольких больших зданий железнодорожных вокзалов в первые послевоенные годы. Алексей Николаевич тогда занимал важные административные посты — он был главным архитектором Метропроекта (1941–1943) и Центральной архитектурной мастерской Наркомата путей сообщения СССР (с 1943 года).

Надо иметь в виду, что строительство новых железнодорожных вокзалов (по крайней мере, в европейской части СССР), относительно массовое уже в предвоенные годы, приобрело особую важность сразу после окончания войны. Ведь практически все здания вокзалов и сколько-нибудь солидные привокзальные сооружения, равно как мосты, дебаркадеры и проч. оказались разрушены. (Я видела эти разрушения еще в конце 1940-х — начале 1950-х годов, когда поездом ездила из Москвы в санаторий под Новороссийском.)

Советское руководство придавало реконструкции и строительству новых вокзалов особую важность — вокзал должен был быть символом и вратами советского города. Для достижения этой цели государство не жалело средств. В частности, именно так воздвигалось знаменитое здание вокзала в Сочи, где А.Н. Душкин мог реализовать свой замысел, заказывая качественные и весьма дорогие материалы (об этом, в частности, написала в своих воспоминаниях его вдова).

Вокзал в Сочи
Вокзал в Сочи

Конечно же, Душкину был внятен genius loci: ведь для России Сочи — это Юг и одновременно Восток с его экзотикой. (Душкин построил несколько вокзалов, отчасти варьируя основы «сочинского» замысла; из них наиболее известен вокзал в Симферополе.)

В 1955 году творчество архитектора А.Н. Душкина было оборвано решением свыше — я имею в виду известное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» [3]. Теперь властелином дальнейшей судьбы советской архитектуры оказался Никита Сергеевич Хрущёв. В постановлении, в частности, были такие строки: «Обязать Министерство транспортного строительства освободить от должности главного архитектора Мосгипротранса т. Душкина…»

В массовом сознании этот документ от 4 ноября 1955 года имеет ярлык «борьбы с излишествами». На деле же — и довольно быстро — излишества в прежнем смысле вроде бы были отменены, однако им на смену пришли другие… Впрочем, много более важно было бы вспомнить, что именно исчезло вместе с так называемыми «излишествами».

Как пишет Григорий Ревзин, «в профессиональном смысле сталинская архитектура — одно из высших достижений русской классики в архитектуре, а если брать Москву, то просто высшее. < …> После 1955 года этих людей отменили как класс. <…> Хрущёв уничтожил Академию архитектуры — у нас никогда не было и никогда больше не будет архитектурно-интеллектуального центра такого уровня. Он уничтожил — профессионально, не физически — замечательных, талантливейших, иногда просто великих архитекторов. Он изгнал из архитектуры понятие красоты, сделав его синонимом излишества, а саму архитектуру — поиск гармонии, пропорций, выразительности зданий — превратил в излишество, в лишнюю для современности вещь» [4].

В 1955 году Алексей Николаевич Душкин был в расцвете сил — ему было всего 52 года! Да, он преподавал в Архитектурном институте; как архитектор участвовал в установке нескольких памятников в Саранске. Но, увы, архитектура — самое государственное из искусств…

P.S. К сожалению, мне осталась недоступна книга: Жизнь архитектора Душкина. 1904—1977. Книга воспоминаний. Публикация, сост. и науч. ред. Н.О. Душкиной. М., Издательство «А-Фонд», 2004. — 381 с., ил. Напомню, что Н.О. Душкина — внучка Алексея Николаевича, тоже архитектор, профессор кафедры истории архитектуры и градостроительства МАрхИ, специалист по охране архитектурных памятников.

1. Фрумкина Р. Харитоненко? А кто это? // ТрВ-Наука. № 89 от 11 октября 2011 года.

2. http://arch-heritage.livejournal.com/767974.html и оригинал публикации в http://gippo-yu.livejournal.com/31372.html и http://gippo-yu.livejournal.com/31204.html

3. sovarch.ru/postanovlenie55/

4. Ревзин Г. Как построили архитекторов // Коммерсантъ-власть. 7 ноября 2005 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: