Обман, дезинформация и живопись в школьном образовании Москвы

Леонид Перлов и Всеволод Луховицкий (справа). Фото Н. Деминой
Леонид Перлов и Всеволод Луховицкий (справа). Фото Н. Деминой

26 апреля 2015 года в Москве состоялся Независимый съезд учителей и педагогов столицы. Публикуем выступление Леонида Перлова, учителя географии лицея «Вторая школа». Резолюцию съезда см. на с. 11.

С враньем и дезинформацией в нашей школьной жизни мы сталкиваемся постоянно. Давайте попробуем собрать.

На мой взгляд, нас обманывают четырьмя различными способами. Первый обман я бы обозначил так: несуществующая поддержка реформ. В качестве примера официальной дезинформации в этом смысле я бы привел такой: все учителя и все родители в едином порыве поддерживают объединение школ. Известно, что без утвержденного порядка обсуждения в педагогических коллективах, а также соответствующего положительного решения управляющих советов объединение школ является незаконным. Но, как мы знаем из опыта предыдущих слияний, да и от представителей родительской общественности школы № 120, там обошлись и без мнения родителей, и без мнения педагогов путем простой подделки соответствующих документов и подписей. Родители учеников 120-й школы предпринимают по этому поводу определенные действия, и их будет интересно послушать.

Родители учеников школы № 120 Москвы рассказали, как их пытаются оптимизировать. Фото Н. Деминой
Родители учеников школы № 120 Москвы рассказали, как их пытаются оптимизировать. Фото Н. Деминой

С 2002 года мы живем в ситуации перманентных реформ, и нам чиновники говорят, что уровень образования поднялся до непредставимых высот. Причем каждая последующая реформа успешнее предыдущей, а подтверждение, что она успешна, приходит, по мнению официальных лиц, примерно через 10–11 месяцев после ее проведения. То, что это принципиально невозможно в области образования, понятно. Ведь временной лаг любого действия в образовательной сфере составляет от 5 лет в начальной школе до 15 лет в высшей школе. Когда то, чему человека научили, начнет как-то реально проявляться. Через 1–2 года результаты реформ нельзя не то что оценить, но, как правило, даже сколько-нибудь достоверно зафиксировать.

Второй применяемый прием — дезинформация. Нам сообщают итоги ежегодно составляемых нескольких рейтингов. Причем прямого вранья там нет. Цифры, которые там используются, вполне подтвержденные и обоснованные. Дело кроется в небольшой детали — это критерии, по которым составляются рейтинги. Критерии заточены, причем совершенно откровенно, под две категории учебных заведений. Либо это крупные образовательные комплексы, созданные путем слияния нескольких школ. Работа школы оценивается в абсолютных величинах — условно говоря, по числу одиннадцатиклассников, выпускников, сдавших ЕГЭ на сумму, например, не менее 75 баллов. В школе, в которой 3,5 тыс. учеников (из них 200 выпускников) одновременно, естественно, будет в рейтинге выглядеть лучше, чем та, в которой всего 400 человек и один выпускной класс.

Либо эти рейтинги затачиваются под некоторые «особые» школы типа моей — Второй школы, 57-й, Класс-Центра Сергея Казарновского, школы Ямбурга, к которым предъявляются особые критерии, по результатам которых эти школы попадают на высшие позиции в рейтинге. Я думаю, что всем понятно, что количество победителей и призеров олимпиад всех уровней по математике во Второй школе будет все-таки другим, чем, условно говоря, в школе № 1492 в Южном Бутове. Просто в силу того, что у нас больше математики, у нас традиции, соответствующие специалисты. Больше даже в абсолютных цифрах, независимо от числа участников. А уж в относительных — тем более. Обычно число участников более-менее совпадает с числом победителей и призеров. Все дети участвуют в олимпиадах на равных основаниях и на равных правах. Вранья здесь нет, но объективно отражающей реальность эта информация не является.

Следующая категория обмана — это подтасовки. Нам говорят, что одной из целей объединения и слияния школ является уменьшение административного персонала. Что будет меньше административного — больше педагогического. В реальности это похоже на правду, потому что, например, недавно, пару лет назад, были ликвидированы окружные методические центры. Специалисты, методисты-предметники, исчезли как категория работников, а в этом году ликвидированы окружные управления образования. Формально управленцев стало меньше, но фактически их стало меньше только на этом уровне. Одновременно совершенно неожиданно, как опята по осени, вылезают некие городские центры, причем я смотрю по «своей» категории коллег. Я бы не сказал, что самые сильные из учителей географии города Москвы вдруг оказались методистами этого центра. Площадь Москвы сейчас составляет 2000 км2, и полтора методиста городского центра никакого влияния на работу в этой области не могут оказать просто по определению. Слишком велик город. Да они и не пытаются. Недавно был какой-то семинар-совещание, результатом которого явились три документа, в которых было расписано, как учитель должен соблюдать гигиенический режим в классе и каким образом учитель должен соблюдать образовательный стандарт с точки зрения его содержания, какового данный образовательный стандарт, как известно, лишен. Третий представленный документ иллюстрировал разницу между прежним, устаревшим и новым, инновационным подходами к образованию.

И четвертая категория обмана и дезинформации — это «народное творчество». Я бы назвал ее просто «живопись». Наиболее ярко это проявляется в проведении самых разнообразных профессиональных конкурсов различных уровней. От местного, муниципального конкурса учителей до всероссийского, типа «Хрустальный пеликан». Всё это достаточно дорогостоящие мероприятия и, что самое интересное, с заранее известными результатами, судя по тому, как эти конкурсы проходят и чем они заканчиваются. Сравниваются абсолютно несравнимые вещи, и в строгой последовательности победителем оказывается либо учитель сельской школы, либо учитель школы из небольшого города. Либо учитель физкультуры, либо учитель информатики, которые в этом конкурсе участвуют, повторяю, по одним и тем же критериям. Итоговый результат очень красиво «рисуется», красиво смотрится в средствах массовой информации и, в общем, не имеет отношения к реальной картинке.

В целом можно, пожалуй, определить отношение руководства к учителям и родителям как к некоей массе абсолютно несведущих и легковнушаемых людей, готовых без малейших колебаний и каких-либо сомнений принять любую информацию «сверху», даже если их личный опыт эту информацию опровергает. Беру на себя смелость утверждать, что действительности это не соответствует. И сегодняшний съезд тому подтверждение. По крайней мере, семьдесят человек московских учителей и родителей, а также педагогов дополнительного образования таковыми не являются. На практике их, разумеется, больше, просто не все имели возможность участвовать в работе съезда в силу разных причин.

1 Comment

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: