На неделе состоялось интересное медийное событие, посвященное популяризации научного скептицизма, — презентация премии Гарри Гудини. Мы попросили рассказать о ней одного из создателей, известного популяризатора науки Александра Панчина. Вопросы задавал Святослав Горбунов.
— Александр, в чем заключается суть проекта? Почему такое название?
— Премия имени Гарри Гудини — это приз в 1 млн руб. любому, кто наглядно продемонстрирует экстрасенсорные, сверхъестественные или паранормальные способности в ходе строго контролируемого научного эксперимента. Премия призвана привлечь внимание общественности к проблеме некритичного восприятия заявлений о существовании паранормальных явлений и сверхспособностей, а также продемонстрировать значимость и первостепенную важность научных и рациональных подходов. Название дано в честь иллюзиониста Гарри Гудини, который знаменит не только своими фокусами, но и тем, что выводил «на чистую воду» «экстрасенсов».
— Как пришла в голову идея создания премии? То есть какова, так сказать, история процесса?
— Идея пришла в голову Станиславу Никольскому, учредителю компании Genotek. Эта мысль дошла до коллектива популяризаторов науки, занимающихся проектом Sci-One (науч-но-популярный канал на YouTube), и оказалось, что многим это интерес-но. А дальше за дело взялся коллективный разум с привлечением экспертов со стороны.
— То есть премия — аналог премии Джеймса Рэнди, или все—таки есть отличия?
Премия Джеймса Рэнди — приз в 1 млн долл., гарантированный образовательным фондом Джеймса Рэнди (JREF) любому лицу, которое продемонстрирует какие-либо экстрасенсорные, сверхъестественные или паранормальные способности в условиях корректного эксперимента. Несмотря на обилие заявок, приз до сих пор никому не присужден.
— Да, идея была позаимствована у Джеймса Рэнди, который предлагает миллион долларов за доказательство паранормальных способностей. У нас есть два основных отличия. Во-первых, чтобы поучаствовать в тестировании, не нужно ехать в Америку. Во-вторых, по-скольку гарантом выплаты премии является компания Genotek, занимающаяся анализом ДНК, то кроме выплаты вознаграждения лауреату (если таковой будет, в чем я очень сомневаюсь) будет предложено (по желанию) бесплатное секвенирование его генома и анализ на предмет необычных мутаций.
— Миллион рублей не мало? Учитывая нынешнюю нестабильность?
— Если человек действительно обладает экстрасенсорными способностями, то их демонстрация не займет много времени. По соотношению заработок / потраченное время наше предложение довольно щедрое. Ясновидящие так и вовсе не несут рисков: они могут заранее предсказать свою победу!
Второй момент заключается в том, что, выиграв миллион рублей в рамках грамотно поставленного научного эксперимента, лауреат приобретет необходимый опыт, позволяющий выиграть затем и миллион долларов у Джеймса Рэнди. На руках окажется проработанный регламент экспериментальной проверки его способностей, средства на поездку в Америку и т. д.
Другой вопрос, что вряд ли кто-нибудь сможет пройти испытания. Поэтому предлагаемая сумма не имеет значения. В России предлагать премию в миллион долларов небезопасно еще и потому, что миллион долларов могут попытаться выбить нечестным путем (думаю, найдутся люди, которые за такую сумму могут решиться на незаконные действия, рейдерство и т. д., а вот за миллион рублей — это вряд ли, хотя и к такому мы готовы). Нам бы также хотелось верить, что некоторые люди решат во всем этом поучаствовать не столько ради денег, сколько для того, чтобы честно разобраться, есть ли у них паранормальные способности или нет.
— Не боитесь лишний раз привлечь внимание к экстрасенсам? Предоставить им тем самым площадку для пиара, рекламу? Ведь не секрет, что в медийной среде любое упоминание идет в плюс.
— Если кто-то получит премию, то он, конечно, получит и много внимания. Но это будет честно заработанное внимание. А на одной заявке много славы не заработаешь, как я считаю. Нам, наоборот, кажется, что это хорошая возможность и повод донести до людей мысль о том, что к паранормальным способностям и явлениям нужно относиться с серьезной долей скептицизма. Но ученые не слепо отрицают «невероятные явления», а готовы проверять их наличие.
— Когда состоится первый этап, уже определились?
— На нашем сайте подробно описан порядок действий. Пока мы просто собираем заявки. По мере их обработки будем составлять регламенты экспериментальных проверок. Эти регламенты будут утверждаться всеми членами экспертного совета, а потом заявителем. После этого мы будем проводить проверки, а об их результатах информировать общественность.
— Двойной слепой метод, контролируемый эксперимент и т. п.?
— Да, именно так.
— Хорошо, а если ни одной заявки не поступит или их число будет совсем небольшим?
— Заявки начали поступать еще до объявления пресс-конференции. Некоторые шуточные, но есть и настоящие.
— А если много? Придется ведь поставить составление регламентов «на поток». Справитесь?
— Для похожих заявок — похожие регламенты. Это избавит от лишней работы.
— Что бы Вы хотели пожелать потенциальным участникам премии и нашим читателям?
— Самокритичности, здорового скептицизма и хорошего чувства юмора.
Удивительно, что пока нет получивших премии.
А как же Мессинг, Джуна и им подобные,,
неужто перевелись????
Перестала Россия рождать «экстрасенсов»…
Жаль, коли так!
Я то верю в безграничные возможности чел. мозга.
Да хотелось бы доказательств.
Мессинг, Джуна и им подобные — такие же шарлатаны, как и все прочие.
Здравствуйте! В книге Бехтерева «Гипноз. Внушение» описан эксперимент, проводимый Бехтеревым с Дуровым, дрессировщиком. Дуров показывал метод обучения собак путем мысленного внушения им последовательности их действий.
Метод описан подробно, я лично попробовал, у меня что-то получилось.
Вопрос: надо бы воссоздать этот эксперимент в корректных условиях. И определить, каким образом собаки считывают желание того, кто им внушает.
То, что они считывают — это факт, проверить может любой в быту.
Но хотелось бы проверить именно в строгом эксперименте. Дело в том, что этот эксперимент Бехтерева с Дуровым пока никто не пытался поставить в современных условиях с современным контролем, под видеозапись всего эксперимента и всех деталей.