Немецкий архитектор Бруно Таут: «Восславим архитектуру!»

Ревекка Фрумкина
Ревекка Фрумкина

Бруно Таут (1880–1938) хорошо известен профессионалам и, надеюсь, своим соотечественникам; мне же его имя ничего не говорило, пока я не углубилась во времена возникновения конструктивизма/функционализма. В Европе это годы расцвета Баухауза, концепции которого Таут разделял, будучи одновременно рационалистом и мечтателем.

Бруно Таут
Бруно Таут

Вклад Бруно Таута в мировую архитектуру — как это видится из сегодняшнего дня — заключается в том, что он одним из первых осуществил на практике действительно массовое строительство типовых квартир. На фото 1 и 4 , где представлены постройки Таута в разных городах Германии первой трети XX века, мы видим целые кварталы одинаковых или почти одинаковых двухэтажных домов, которым разнообразие придает систематическое использование цвета.

Фото 1. Массовая застройка
Фото 1. Массовая застройка

Роль цвета в массовой застройке — это любимая тема Бруно Таута, он оставил немало теоретических разработок в этой области и, к счастью, успел увидеть практическое воплощение своих идей в Берлине и Магдебурге, где Таут несколько лет был главным архитектором.

В качестве выразительного примера на фото 2 приведены образцы дверей в одном из кварталов, построенных по проекту Таута. Рассматривая эту игру красок, заставляющую вспомнить о детских рисунках, я думаю о том, что все-таки Тауту повезло родиться в Германии — хотя с приходом к власти нацистов он вынужден был навсегда покинуть родину.

Повезло же ему в том отношении, что 1920-е годы в Германии были временем массовой застройки, осуществленной силами городских властей, так что количество квартир, построенных по проектам Таута в одном лишь Берлине, оценивается в десятки тысяч.

Фото 2. Образцы дверей
Фото 2. Образцы дверей

Разумеется, жильцы каждого дома обязаны были следовать предложенной архитектором колористической схеме. В самом деле: невозможно представить себе эти же постройки с облупленной грязно-серой штукатуркой, которую, увы, дома мы приучены «не замечать».

Для Бруно Таута как творческой личности характерно сочетание фантазии и практицизма. В 1914 году на выставке в Кельне он прославился «Стеклянным павильоном» — сооружением, воздвигнутым в рекламных целях для Ассоциации производителей стекла. Это купол несказанной красоты (модель см. на фото 3), где стекло используется не как декор, а как основной материал.

Фото 3. «Стеклянный павильон» http://test.facade-project.ru
Фото 3. «Стеклянный павильон» http://test.facade-project.ru
Фото 4. Район Фалькенберг (Берлин)
Фото 4. Район Фалькенберг (Берлин)

Да, отчасти Таут был визионер и мечтатель; в 1917 году вышла его книга «Альпийская архитектура», отражающая эти взгляды. Но при всем том Таут был замечательным практиком и организатором — недаром он был главным городским архитектором в Магдебурге, а затем в Берлине. К началу Первой мировой войны Таут успел не только получить фундаментальную подготовку как архитектор и планировщик, но и создать свое архитектурное бюро (1909) и реализовать большой проект города-сада для района Фалькенберг в Берлине (1913–1915; современный вид — на фото 4).

Интересу Таута к проектированию городов-садов способствовал известный архитектор, теоретик и деятель культуры Герман Мутезиус (Muthesius), который в 1910 году настоял на его поездке в Англию; он же познакомил Таута с кругом Вальтера Гропиуса. В контексте философии города-сада Таут в предвоенные годы создал два больших проекта для жилищного строительства в Магдебурге. Эти проекты были осуществлены в 1912-1915 годах и стали первыми городскими районами, где основным принципом было использование чистого цвета.

Разница в отношении к цвету между Таутом и представителями Баухауза ярко проявилась на строительной выставке в Штутгарте в 1927 году: Мис ван ден Роэ и Вальтер Гропиус показали белоснежные постройки, а Таут представил дом, сверкавший всеми цветами радуги.

В 1924-м Таут стал главным архитектором Берлинского строительного объединения. Он был автором масштабных жилых застроек 1925-1926 годов — это кварталы «Подкова» и «Хижина дяди Тома». Дома со всеми удобствами были муниципальным жильем и предназначались простым гражданам, что вызвало недовольство консервативной части чиновничества. Теперь они включены в наследие ЮНЕСКО. Когда нацисты пришли к власти, стало ясно, что в этой Германии для Бруно Таута — еврея и социалиста — нет места. В 1932 году он приезжал в СССР, но довольно быстро вернулся и выехал в Швейцарию. Оттуда он уехал в Японию. Затем, в 1936 году, Таут перебрался в Турцию, где ему предложили должность профессора в Академии изящных искусств.

Там он и умер в 1938-м, успев построить ряд зданий по заказу турецкого Министерства образования.

При том что Бруно Таут был, конечно же, мечтателем, он проявил огромную трезвость в устройстве свой жизни и в своем творчестве.

Ведь главное содержание своих мечтаний он воплотил в планировке и строительстве вполне реальных зданий, предоставив кров десяткам тысяч своих сограждан. Эти скромные, как правило двух-трехэтажные, дома, раскрашенные наподобие детских кубиков, до сих пор можно видеть в предместьях Берлина.

См., в частности, сайты:
www.nashi-progulki.ru/ru/list/article.php?id=3325;
http://iudblog.org/2015/01/25/a-walk-in-berlin-bruno-tauts-falkenberg-housing-estate

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: