Михаил Владимирович Данилов — российский ученый в области физики элементарных частиц
- Входит в пятерку наиболее цитируемых ученых, проживающих в России
- Лауреат премии Макса Планка Общества Макса Планка и Фонда Гумбольдта, Германия (1996)
- Лауреат премии А. П. Карпинского Фонда Тёпфера, Германия (1998)
- Член-корреспондент РАН (1997)
- Доктор физ.-мат наук (1990)
- Кандидат физ.-мат наук (1978)
- Член консультативного комитета программы SSC (1990–1992)
- Член комитета CERN по стратегическому планированию (1993–1998)
- Член научного совета DESY (с 2000 года)
- Член научно-технического комитета, председатель подкомитетов (1997–2007) Министерства Российской Федерации по атомной энергии
Специалист в области элементарных частиц Михаил Данилов, член консультационного совета CERN, лауреат многочисленных международных премий, уволен с поста замдиректора московского Института теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ) с формулировкой: «Вакансий, соответствующих Вашей квалификации, в настоящее время нет».
Институт теоретической и экспериментальной физики был организован в 1945 году в рамках советской атомной программы. Тогда его главной задачей было создание тяжеловодного ядерного реактора для производства делящихся ядерных материалов. Насколько я знаю, уже вскоре фундаментальные исследования по физике высоких энергий стали играть всё большую роль, и к 60-м годам прошлого века ИТЭФ превратился в ведущий советский центр в этой области, один из двух-трех институтов, которые успешно конкурировали с западными центрами. В 1969 году протонный ускоритель ИТЭФ был приспособлен для лечения онкологических больных, впервые в СССР. Сейчас этот метод рутинно используется в крупных клиниках во всем мире. Трудные 1990-е годы ИТЭФ пережил с минимальными потерями, а в чем-то (например, в воспитании молодого поколения физиков) проложил новые пути.
Как известно, институт делают не стены и даже не оборудование. Главное богатство любого исследовательского центра — это его люди. (Впрочем, это утверждение справедливо не только для исследовательских лабораторий, но и в целом.) Теоретический отдел ИТЭФ был создан Львом Давыдовичем Ландау и Исааком Яковлевичем Померанчуком. Первый директор ИТЭФ, Абрам Исаакович Алиханов, заложил ядро блестящей экспериментальной группы, которая росла и зрела. Лучшие экспериментаторы ИТЭФ были востребованы во всем мире, уже в 1970-е годы они работали на ускорителях CERN, FERMILAB (Национальная ускорительная лаборатория им. Энрико Ферми неподалеку от Чикаго), DESY (Немецкий национальный электронный синхротрон в Гамбурге). Именно в последней лаборатории, на установке ARGUS, по сути, и началась звездная карьера физика-экспериментатора Михаила Владимировича Данилова.
В 1974 году были открыты тяжелые (очарованные) кварки, и вместе с этим открытием начался современный этап в физике высоких энергий. Экспериментальная программа на ARGUS была полностью ориентирована на тяжелые кварки. Молодой физик-экспериментатор, только что окончивший аспирантуру, Михаил Данилов благодаря своему глубокому пониманию физики и, я бы сказал, страстному к ней отношению, быстро вошел в число лидеров эксперимента. Я помню, с каким уважением отзывался о нем тогдашний директор DESY, профессор Фолкер Зергель.
Позднее, когда программа ARGUS была завершена, Михаил Данилов перешел в следующий экспериментальный проект, H1 на установке HERA (DESY). Михаил Данилов был одним из участников открытия осцилляций нейтральных В-мезонов в 1987 году. Я хорошо помню энтузиазм, вызванный этим важнейшим открытием. О высочайшем международном статусе Михаила Данилова говорит тот факт, что в 2000 и 2002 годах он был со-руководителем Института передовых исследований в Университете Калифорнии в городе Санта-Круз. В 1993–1998 годах Михаил Данилов был членом комитета по стратегическому планированию CERN и с 2000 года — член Научного совета DESY.
В июне 2013 года Михаил Данилов был вынужден уйти с должности заместителя директора по науке ИТЭФ. Это событие стало последствием факта передачи института из структуры «Росатома» под руководство научно-исследовательского центра «Курчатовский институт» в конце декабря 2011 года и смены директора. «Меня разочаровала невостребованность моего опыта в НИЦ КИ», — написал Данилов в открытом письме коллегам.
Буквально на днях Михаил Данилов был уволен руководством Института теоретической и экспериментальной физики. В документе о его увольнении сообщается, что «вакансий, соответствующих Вашей квалификации, в настоящее время нет». Вся эта история выглядит как цирк.
Разрушение ИТЭФ как научного центра международного уровня началось не сегодня. Еще несколько лет назад высокое начальство, слабо ориентирующееся в современной физике высоких энергий, занялось выдавливанием из института талантливых научных сотрудников. Талантливые люди часто бывают неудобны для начальства, поскольку обычно имеют свое мнение по всем вопросам. Они не склонны к поведению типа «чего изволите». В 2013 году за критику администрации ИТЭФ из института был уволен Андрей Ростовцев, заведующий лабораторией физики элементарных частиц. В 2014 году скандальную известность в мировом научном сообществе получило увольнение теоретика ИТЭФ Александра Горского под смехотворным предлогом «прогулов на работе». Участие в работе важной международной конференции в Университете Стоуни-Брук было засчитано Александру Горскому как прогул. Я побывал во многих университетах и лабораториях мира, но такого абсурда нигде не встречал.
Увольнение Михаила Данилова — это следующий шаг вверх по лестнице, ведущей вниз. В мировой практике хорошо известно, что для разрушения лаборатории, научного центра, области науки или науки в целом вовсе не надо прибегать к физическому разрушению стен или зданий, достаточно убрать от 5 до 10% наиболее активных и талантливых сотрудников, определяющих лицо института или науки в целом, от которых критически зависит и ее настоящее, и будущее. В 1933 году Гитлер уничтожил немецкую науку. В относительных цифрах были смещены, уничтожены или вынуждены бежать из Германии немногие, но эти немногие были лучшими. Послевоенное восстановление немецкой науки заняло много десятилетий, потребовались невероятные усилия и денежные вложения. Увольнение Данилова, столь много сделавшего для физики высоких энергий и для привлечения в ИТЭФ и воспитания молодых талантов, — это не только личная несправедливость и абсолютная глупость, это еще и удар по ИТЭФ как научному центру, возможно, последний…
Фото вверху — Н. Четвериковой («Полит.Ру»)
«…В 1933 году Гитлер уничтожил немецкую науку….»
Недавно по Дискавери показывали фильм, какое оружие делали в Германии. Волосы дыбом встают. Первая в мире крылатая и баллистические ракеты и т.д. и т.п. И это в условиях войны. Вряд-ли это было возможно, если бы он уничтожил науку.
Удар был нанесен в большей степени по фундаментальной науке, в том числе теорфизике. Работа в тех областях, о которых Вы упоминаете, вероятно, больше соответствует «немецкому складу ума». Соответственно, ущерб нанесен был меньший.