Генри Гобсон Ричардсон (1838–1886) — крупнейший американский архитектор. Его соотечественникам хорошо известны его постройки; куда реже — кто их автор. За свою короткую жизнь (Ричардсон умер в 48 лет от хронического нефрита) он не просто построил много зданий: он дал обобщенный образ того, каким должен быть университетский колледж, мэрия, здание суда, вокзал, городская библиотека, солидный частный дом и т. д. Благодаря этому влияние Ричардсона шире собственно архитектурных предпочтений, поскольку он создал стилистику городской среды, воспринятую и усвоенную несколькими поколениями его соотечественников.
Творчество Ричардсона пришлось на период возврата страны к нормальной жизни после окончания Войны Севера и Юга. Постройки Ричардсона, несомненно, соответствуют стремлению к стабильности, к норме, а также демонстрируют безусловное понимание автором общественного блага как моральной ценности. В ином случае состоятельные граждане не жертвовали бы гигантские суммы на созданные им библиотеки, университетские здания, больницы, храмы и прочие общественно значимые сооружения.
Ричардсон учился в Школе изящных искусств в Париже (1860–1862), но в 1865 году вынужден был вернуться домой, поскольку в послевоенной ситуации семья оказалась не в состоянии оплачивать дальнейшее его пребывание в Европе.
Одним из первых значительных заказов, полученных Ричардсоном, было убежище для психически больных штата Нью-Йорк в Баффало (Buffalo’s New York State Asylum, 1870) — обширный комплекс зданий, не так давно отреставрированный уже в качестве памятника архитектуры.
В 1870-е годы сложился характерный авторский стиль Ричардсона, который в англоязычной традиции называется Richardson Romanesque.
Собственно «романское» в этом стиле — использованный Ричардсоном тип арки, хотя его арка, вообще говоря, ближе к сирийской.
При этом стиль Richardson Romanesque узнаваем практически во всех работах Ричардсона. Это облицовка в виде брусков грубо отесанного камня прямоугольной формы; круглые в плане башенки с конусообразными крышами; «романские» арки, оформляющие вход в здание; отделка окон грубо отесанными каменными наличниками.
Работы Ричардсона отличает уникальная комбинация весомости и равновесия масс; он не избегал украшений в виде рельефов и резьбы по камню; его здания даже при небольшой этажности внушительны, но не тяжеловесны. И даже башни и башенки, присутствующие примерно в 75% его построек, вносят разнообразие в силуэт здания и не выглядят претенциозными.
Заметим, что в последней трети XIX века (по крайней мере в США) еще не сложился стереотипный образ того, как должны выглядеть библиотека, больница или здание муниципалитета. Посмотрите на изысканный силуэт административного здания психиатрической лечебницы в Баффало с двумя строгими красно-кирпичными башнями (фото 1) или на небольшое, скорее приземистое здание библиотеки Эймса (Ames Library) в штате Массачусетс (фото 2). Зная историю американской архитектуры, можно сообразить, что это работы Ричардсона или его бюро (меж тем именно там начинал Салливан и даже Райт), но вот догадаться о функции этих зданий уже затруднительно.
Шедевром Ричардсона считается здание собора Святой Троицы в Бостоне (Trinity church, фото 3), меня же больше привлекают менее масштабные его постройки — например, загородный дом Роберта Трита Пейна (Robert Treat Paine Estate, фото 4). Стоит отметить, что Ричардсон построил ряд зданий для небольших железнодорожных станций, а после его ранней смерти бывшие сотрудники его мастерской добавили к ним немало станций в том же стиле.
Не думаю, что разумным для того времени, говорить о чём-то американском. Например, если я, как писатель, перееду жить в США, то глупо говорить о моих произведениях как об американской литературе. Согласитесь, это же бред.