Продолжая «Династию»

Фонд «Траектория»

Константин Петров
Константин Петров

О новом фонде «Траектория», который возьмет на себя часть задач фонда «Династия», рассказывает директор программ и соучредитель Константин Петров. Беседовала Наталия Демина.

— Скажите, «Траектория» это тот же фонд «Династия», только под другим названием?

— Нет, «Траектория» — это совершенно новый фонд, который образован бывшими сотрудниками фонда «Династия», но не только ими. Инициатива принадлежит мне и Михаилу Юрику; мы вместе заканчивали университет и аспирантуру, вместе преподаем в Вышке. Его организация была одним из партнеров фонда «Династия» по проведению мероприятий в регионах.

Очень важный момент: фонд «Траектория» задумывался задолго до того, как мир узнал, что «Династии» придется закрыться. Мы планировали осуществление культурно-этнографического проекта в Карелии и думали о реализации собственных научно-популярных программ, поэтому в 2014 году приняли решение открыть собственный фандрайзинговый фонд, который будет искать деньги из разных источников на различные проекты.

Когда стало понятно, что «Династия» будет закрываться, мы решили включить поддержку науки и образования, проведение различных научно-популярных проектов в основные направления деятельности фонда «Траектория». 23 июня 2015 года мы получили из Минюста документы о регистрации нашего фонда.

— Можно ли сказать, что благодаря «Траектории» удастся сберечь кадры, которые вырастила «Династия»?

— В некоторой степени да. Дело в том, что команда «Династии» — это команда уникальных людей, которые малыми силами делали большое количество интересных и качественных проектов. Об этом рассказывать, наверное, смысла нет, поскольку все об этом прекрасно знают.

В число соучредителей «Траектории помимо нас с Михаилом вошла Татьяна Большова, юрист (теперь уже бывший) фонда «Династия». Исполнительным директором фонда стала Наталия Шустова, возглавлявшая финансовую службу «Династии»; Анна Пиотровская, руководившая «Династией» на протяжении семи лет, является одним из членов совета фонда «Траектория».

Кроме того, в последние дни работы «Династии» ко мне подходили коллеги и говорили, что готовы всячески помогать и участвовать в делах, которые мы сейчас начинаем, на добровольных началах. Мы с ними понемногу взаимодействуем, поскольку сейчас идет процесс запуска работы нового фонда, разработка проектов и инициирование распространения информации о нем — это тоже очень важно.

— Сайт фонда пока еще не создан?

— Он готов, но пока не открыт. Мы дорабатывали наш фирменный стиль, формировали совет фонда, консультировались с экспертами и потенциальными партнерами на предмет запуска с 2016 года новых проектов. Думаю, что в ближайшие две недели он появится, поскольку на нем прописаны все наши основные программы и проекты. А в течение недели мы планируем открыть площадки на страницах в Facebook и «ВКонтакте».

— А само слово «Траектория» как появилось? Долго ли шло обдумывание, как назвать фонд?

— Да, мы долго придумывали название, потом какое-то время спорили. Поскольку «Траектория» символизирует некоторый путь развития, это некая линия в пространстве, по которой происходит движение, — мы ассоциируем наш дальнейший путь развития с траекторией. Как бы он ни был искривлен, это — опыт, который мы приобретаем, и положительный и отрицательный. Кроме того, насколько мы смогли отследить, в России нет фондов с таким названием; это тоже было важно — избегать повторения, элементарной путаницы.

— Дмитрий Зимин будет одним из спонсоров «Траектории»? Имеет ли он какоето отношение к новому фонду?

— В последний день работы «Династии» Дмитрий Борисович приходил к нам, благодарил всех сотрудников, мы выпили по бокалу шампанского, и он сказал: «Подходите ко мне, рассказывайте, чем кто из вас планирует заниматься дальше». Мы тут же воспользовались этим предложением, рассказали, что зарегистрировали фонд, который будет заниматься поддержкой проектов в сфере науки и образования с упором на естественные науки, поскольку это — наш опыт. Дмитрий Борисович нас «благословил». При этом речь о финансовой поддержке им «Траектории» не заходила ни с нашей, ни с его стороны.

Однако мы ищем финансирование, и, в принципе, уже есть определенные успехи.

— Вы не будете обращаться на краудсорсинговые платформы, чтобы собирать деньги у широкой публики?

— Понимаете, для того чтобы финансировать фонд, этого недостаточно. Вы можете собирать деньги «с миру по нитке» на какие-то проекты, если вам не хватает на что-то: либо запустить проект, либо пригласить в него дополнительных участников, либо приобрести что-то необходимое. Но это не может быть основной составляющей бюджета, поскольку фонд — серьезная организация.

Регистрируя фонд, вы принимаете на себя ответственность перед обществом, перед будущими донорами. Кроме того, необходимо платить зарплату сотрудникам. Другими словами, нужны гарантии устойчивого функционирования организации на протяжении достаточно длительного периода — в том числе и потому, что процесс ликвидации фонда по российскому законодательству весьма сложен (фонд можно закрыть только на основании решения суда).

Краудфандинг — хорошая современная история, но она не дает возможности планировать деятельность на несколько лет вперед. Если вы организуете какие-то проекты в области образования и науки, вы обязательно должны выстраивать долгосрочную стратегию и четко понимать, как и где вы будете искать деньги на эти проекты. Например, запуская сезонную школу для старшеклассников, необходимо осознавать, что она не может быть однолетней, она должна проводиться в течение нескольких лет. Если преследуется цель изменения среды, создания успешной практики, к сожалению, одного года недостаточно.

— Планируете ли вы какието премии в области книгоиздательства, в области публикаций?

— Да, мы планируем запустить собственный издательский проект. Но мы осознаем, что наша инициатива в этой области будет реализовываться наряду с издательской программой семьи Зиминых и, возможно, иными аналогичными начинаниями. На самом деле в сфере поддержки книгоиздания существует много разных программ, еще Фонд Сороса в свое время это поддерживал.

Другое дело, что «Династия», выбрав в качестве приложения своих сил научно-популярное книгоиздание с упором на естественные науки, фактически помогла возродить данный рынок. Но сейчас наряду с уже проторенными тропинками можно искать новые интересные ниши. В любом случае подобных инициатив не бывает много: если каждый из фондов будет заниматься какой-то своей издательской программой — многие НКО этим занимаются, — то ничего плохого в этом не будет. Чем больше хороших, качественных книг будет на рынке, тем лучше.

— Вы уже встречались с коллегами из фонда «Эволюция», обсуждали с ними точки соприкосновения и точки разделения деятельности, чтобы не заниматься одним и тем же?

— Мы встречались с коллегами из «Эволюции» в сентябре, но пока не обсуждали взаимодействие двух фондов. Мы рассказывали, как делаем те или иные программы, делились опытом, поскольку они на тот момент уже хотели зарегистрировать свой фонд.

Я думаю, что мы движемся несколько в разных плоскостях. Даже если содержательно или концептуально наши проекты могут как-то пересекаться, в этом нет ничего плохого, конкуренции здесь быть не может.

— Большое спасибо за интервью!

1 Comment

  1. Издание научно-популярных книг, это хорошо. Однако, это 17 век. Есть мощный конкурент, а м.б. его можно сделать и союзником, фирма ВВС, создающая множество фильмов (можно DVD) пропагандирующих науку + у меня разработана методика использования таких фильмов родителями с 3-х лет, с целью формирования подсознания. Имеется ввиду научно-понятийный язык, кругозор …(готов предоставить ее вам)=> серии развивающих фильмов (прим. «100 величайших открытий»…)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: