В феврале-марте 2010 г. аспирант ИТЭФ, член коллаборации AMORE Никита Ханбеков побывал в научной командировке в Южной Корее. Предлагаем вашему вниманию его первые впечатления от поездки.
За последние 50 лет Южной Корее удалось продемонстрировать удивительный по скорости и масштабам изменений переход из «третьего мира» в «первый». Импорт современных технологий и крупные инвестиции в экспортно-ориентированные производства позволили резко повысить уровень жизни, создать современную структуру экономики и высокотехнологичную промышленность. После выхода в мировые экономические и технологические лидеры следующая очевидная цель — развитие фундаментальной науки и поддержка научного образования, достойных сильной и устремлённой в будущее нации. Сейчас Южная Корея всерьёз занимается и этой задачей.
Изначально корейская модернизация основывалась на заимствовании западных технологий и, что важнее, общественных институтов. Стране удавалось сохранять культурные особенности и традиции, азиатский колорит и национальный характер, в то же время копируя наиболее удачные и полезные общественные модели США и Европы. Не стало исключением и образование. В высшей школе студенты, как и на Западе, учатся 4 года в бакалавриате, после чего можно продолжить образование в магистратуре.
Однако есть свои особенности. В силу известных политических обстоятельств Южной Корее приходится содержать многочисленную армию. Военная служба обязательна для всех мужчин и длится два года после высшего образования. Учитывая 12-летнее школьное образование, время поступления в аспирантуру для корейцев откладывается до 28-29 лет, а завершение научного образования приходится уже на 32-33 года (аспирантура длится 4 года), т.е. на 6-7 лет позже, чем в России. 31-32 года для корейских мужчин — средний возраст вступления в брак. Самое время иметь устойчивый заработок, позволяющий безбедно содержать семью, так что, даже несмотря на приличный уровень зарплат научных сотрудников, аспиранту чаще всего приходится дополнительно подрабатывать.
Однако, несмотря на столь поздний возраст завершения научного образование, само привлечение к научной работе происходит намного раньше. Уже на втором курсе университета студенты участвуют в проектах под руководством своих преподавателей. Учитывая регулярные (по два за семестр) экзаменационные тесты, жизнь корейского студента нельзя назвать лёгкой. Нередко приходится оставаться в университете до позднего вечера, заканчивая лабораторную работу или подготовку к очередному экзамену. В то же время ранняя практика даёт возможность осваивать теорию, сразу видя возможности её применения в научной работе; перенимать опыт преподавателей и попробовать себя в нескольких темах, чтобы к концу обучения выбрать наиболее интересную.
Существует расхожее представление о чуть ли не диктаторском отношении преподавателей со студентами в Азии. В своё время мне рассказывали о том, что корейские преподаватели даже никогда не разговаривают со студентами на лекциях, задавая им только риторические вопросы и не обращая на слушателей никакого внимания. На самом деле, это очень далеко от истины. Совместная работа после лекций даёт место тесному общению и помогает непосредственной передаче студентам научного опыта. Однажды мне довелось присутствовать на ужине в ресторане, куда профессор пригласил нескольких студентов второго курса. Там же за столом студенты задавали вопросы о научной работе, а преподаватель отвечал им, делая нужные вычисления и рисуя схемы прямо на салфетке.
Крупнейший научный и образовательный центр Кореи — Сеульский национальный университет. Основанный в 1946 г., сейчас СНУ как нельзя лучше демонстрирует стремление нации к высшему уровню образования и науки. Его основной кампус был заложен в 1975 г. на окраине Сеула (как утверждают некоторые, для того, чтобы беспокойные студенты не раздражали власть регулярными демонстрациями в центре столицы).
Сейчас это небольшой город в городе, с двух сторон ограниченный горами и состоящий из более чем двухсот зданий. Тут факультеты и научные центры, студенческие клубы и библиотеки соседствуют с гостиницей, ресторанами, магазинами, банками и теннисными кортами. По территории кампуса ходит бесплатный автобус. Горные пейзажи и скверы прекрасно сочетаются здесь с разнообразной архитектурой университетских зданий, создавая атмосферу, вполне способствующую учёбе и научному творчеству.
И всё же главная проблема корейской науки — отсутствие долгой научной традиции — может быть решена только со временем. Многие современные научные области, имеющие давнюю историю изучения на Западе, в Корее только начинают осваиваться. По некоторым фундаментальным предметам есть только англоязычные книги, чаще всего не переведённые на корейский. Необходимость чтения англоязычных учебников порой становится серьёзной трудностью для тех студентов старших курсов, которым язык не даётся. Часто это же является препятствием для учёбы в магистратуре. С другой стороны, в таком положении можно найти свои плюсы. Корейская наука сразу интегрируется в мировую, не замыкаясь в национальных рамках. Студенты, вынужденные учиться на англоязычных материалах, потом легко находят общий язык со своими западными коллегами. Развивается кооперация с зарубежными научными центрами, в том числе российскими.
Несколько лет назад был заключён договор о сотрудничестве между Сеульским национальным университетом и Московским институтом теоретической и экспериментальной физики. А уже в этом году появилась российско-корейская коллаборация AMORE, созданная для поисков двойного безнейтринного бета-распада. Основная используемая коллабо-рацией лаборатория находится на восточном побережье Корейского полуострова, недалеко от посёлка Янгянг. Подземная лаборатория занимает небольшую территорию внутри многокилометровой горной системы тоннелей, проложенной на глубине 700 м для нужд местной энергетической компании. Сейчас здесь, кроме экспериментов AMORE также установлены детекторы для поиска частиц тёмной материи. Большую часть работ выполняют студенты и аспиранты СНУ под руководством университетских преподавателей.
Основным приоритетом корейской науки сейчас остаются прикладные исследования, а наиболее перспективными темами считаются робототехника, энергетические и биотехнологии. Сюда привлекаются лучшие молодые исследователи, которым обеспечиваются мощные финансовые ресурсы. И, тем не менее, научное знание ценно не только своими практическими результатами, но и само по себе, потому что даёт нам возможность понять мир, в котором существует человечество. Поэтому вряд ли богатая нация, сделавшая ставку на современные технологии, пренебрежёт удовлетворением интереса к самым глубоким проблемам мироустройства, а значит, развитие фундаментальной науки в Корее — это вопрос времени.