ООО «Феникс» клюнуло птичьи права

Травник возле гнезда. Фото Сергея Коузова
Травник возле гнезда. Фото Сергея Коузова

От редакции: Орнитологи и экологические активисты просят власти Петербурга не сокращать территорию заказника «Южный берег Невской губы» ради расширения морского портового комплекса «Бронка» (оператор порта, как это ни по-хармсовски звучит, ООО «Феникс»). Там сейчас уникальная стоянка для водоплавающих и околоводных птиц, важный транзитный пункт Беломоро-Балтийского миграционного пути, за сезон его посещают до 300 тыс. пернатых. Петиция уже подана губернатору города и другим ответственным инстанциям. «Не будем поддерживать популяцию птиц — получим деградацию многих экосистем Арктики», — предупреждают эксперты.

Нашла коса на камень

«Нависла угроза над природными комплексами, которые раньше удалось включить в особо охраняемые природные территории», — констатировал на заседании Санкт-Петербургского орнитологического общества его председатель докт. биол. наук профессор Георгий Носков.

Георгий Александрович (руководитель лаборатории экологии и охраны птиц Санкт-Петербургского государственного университета, директор Ладожской орнитологической станции) сам начинал наблюдения в Невской губе еще в 50-х годах прошлого века, есть с чем сравнивать.

Предложения орнитологов поданы в Дирекцию по особо охраняемым природным территориям Санкт-Петербурга и в администрацию одного из районов Петербурга, Петродворцового: территориально заказник в его ведении. Еще осенью в районе состоялись общественные слушания — при впечатляющем аншлаге как раз и обсуждалась перспектива изъятия части заказника. Речь о Ключинской косе: она входит в один из кластеров заказника, «Кронштадтскую колонию». Предполагается, что коса будет передана ООО «Феникс», который является оператором порта Бронка — строящегося на южном берегу Невской губы многофункционального перегрузочного комплекса. Порт, заметим, позиционирует себя как «экологический».

К чему бы пересматривать границы заказника? Он появился всего пару лет назад, причем научные обоснования прошли государственную экологическую экспертизу. Тем не менее в 2015 году то ли Комитет по природным ресурсам Санкт-Петербурга, то ли само ООО «Феникс» заказал Научному центру РАН новое обследование территорий. Вероятно, участок оказался достаточно перспективным, чтобы усомниться в его природной ценности (на него сейчас оформляет права собственности Минобороны РФ).

Результаты нового исследования показались научному сообществу неоднозначными. С одной стороны, авторы — уважаемые ученые, да и в целом работа не опровергала ценность Ключинской косы. С другой… «В выводах исследования этот участок обозначен как своего рода буфер для соседних участков, более ценных, — комментирует орнитолог Сергей Коузов. — То есть подразумевается, что в самом участке ничего особо ценного нет. Хотя в последние годы именно там была наибольшая плотность мигрирующих и гнездящихся птиц».

Как говорят ученые, именно через этот кусочек, потенциально изымаемый, за сезон мигрирует до 300 тыс. пернатых. Ключевая претензия к новому исследованию: наблюдения велись меньше года — этого слишком мало.

В плавнях шорох

Другой такой стоянки для водоплавающих и околоводных птиц, как Невская губа, в окрестностях Петербурга нет. Рано освобождается ото льда, биотопическое разнообразие, прогреваемое мелководье, отличная кормовая база. Гуси и утки (как речные, так и нырковые и морские), лебеди и поганки, пастушки и кулики, чайки и крачки, веслоногие, голенастые, хищные… В Невской губе на разных участках размножается 30 видов птиц — водоплавающих и околоводных.

Всё дело в обширных плавнях — мелководьях с зарослями. Это, выражаясь языком биологов, — основной биотоп для мигрирующих и гнездящихся водоплавающих и околоводных птиц. Их защита и еда. Лишить их плавней — всё равно что спалить у человека дом.

Плавни — разные: камышовые, тростниковые, рогозовые; сочетание их очень разнится, и, как говорит Наталья Иовченко, ст. науч. сотр. СПбГУ, Кронштадтская колония — рекордсмен по разнообразию этих сочетаний. «Уничтожение каких-то фрагментов плавней может повлечь за собой непредвиденные последствия».

«Пока строился порт, практически не было замутнения воды, мы в эти годы не наблюдали уменьшения плотности стоянок птиц, — рассказывает Татьяна Рымкевич, ст. науч. сотр. СПбГУ. — Но с началом строительства подходного канала к порту из-за сильнейших замутнений акватории стала постепенно сокращаться численность стоянок».

Птичку жалко, даже галку

На берегах Невской губы семь ООПТ — особо охраняемых природных территорий. Ни одна из вновь созданных не включает прибрежное мелководье, то есть самые ценные для птиц участки. «Необходимо организовывать охраняемую территорию с федеральным или региональным статусом, — считает Татьяна Рымкевич. И, пока не поздно, оформить статус водно-болотных угодий международного значения».

В центре «ЭКОМ» комментируют: решить принципиальный вопрос (включить в ООПТ прилегающие к берегу акватории) невозможно нормативными актами Петербурга. Невская губа — федеральная юрисдикция.

Орнитологи будут ходатайствовать в Министерстве природных ресурсов РФ о скорейшей организации особой охраны ценных природных комплексов Невской губы и создании ООПТ федерального значения в ее акватории. Откусывание части заказника оценивают как «недопустимое». С просьбой «воздержаться от изъятия» части территории общество орнитологов обратится и к губернатору Петербурга. В тот же адрес и о том же — народная петиция на ресурсе www.change.org. Уже собрано более 2 тыс. подписей.

Орнитологи понимают: «птичку жалко» и «сохраним биоразнообразие» — не для всех веские аргументы. Поэтому объясняют на доступном языке, что за дело людям до этих птичек. «Наша жизнь связана с качеством окружающей среды, — проводит ликбез Сергей Коузов. — Мы не можем жить без правильно функционирующих экосистем. Если у нас останутся только вороны и галки, это будет неустойчивая экосистема». Огромную часть всего, что мы потребляем, что становится отходами, землей, поступает в воду, всего, что везут в Петербург поезда, самолеты, авто, — съедает армия птиц, перерабатывает и уносит дальше.

Как отмечает профессор Носков, на конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году при подписании Конвенции о биоразнообразии была высказана очень здравая идея: поддерживать биоразнообразие на глобальном уровне можно, только поддерживая его конкретными локальными мерами.

К числу таких мер и относится поддержание природного комплекса Невской губы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: