Из истории американской архитектуры и издательского дела

Ревекка Фрумкина
Ревекка Фрумкина

Можете ли вы себе представить, что в тяжелые послевоенные годы СССР выписывал из США (разумеется, за валюту) целых 300 экземпляров весьма специального журнала Arts & Architecture (www.artsandarchitecture.com)? Эту цифру привел один из издателей журнала и его главный редактор Дэвид Трэверс (David Travers) в прощальном обращении к читателям. Весомость — или парадоксальность — цифры 300 будет понятна, если знать, что тираж Arts & Architecture (редакция которого размещалась в Лос-Анджелесе) не превышал 12 500 экземпляров!

Одного этого было бы достаточно, чтобы заинтересоваться данным изданием, — однако меня привлекло другое. А именно: по инициативе и под эгидой A&A в течение 20 лет в США — с 1945-го по 1966 год — была реализована программа строительства индивидуальных жилых домов под несколько таинственным названием CASE STUDY House Program (далее — CSH).

195-0044

Программа эта была придумана американскими архитекторами и издателями и первоначально реализована на их собственные средства — так же, впрочем, осуществлялось и само издание журнала. Поэтому, например, A&A не всегда по карману оказывались работы Джулиуса Шульмана (Julius Shulman) — виднейшего американского специалиста по фотосъемкам архитектуры и интерьера.

Знаменитая черно-белая работа Шульмана, где интерьер одного из домов — CSH #22 (Stahl House) — снят сквозь стеклянную стену
Знаменитая черно-белая работа Шульмана, где интерьер одного из домов — CSH #22 (Stahl House) — снят сквозь стеклянную стену

Программа CSH родилась в последние военные годы в процессе редакционных дискуссий о перспективах строительства жилья для тех, кто вернется с фронта, и их будущих семей. Движущей силой программы был главный редактор и издатель журнала A&A известный американский архитектор Джон Энтенса (John Entenza).

Общий вид и один из интерьеров дома № 9, построенного архитектором Чарлзом Имсом (Charles Eames) и Эро Саариненом (Eero Saarinen) для Джона Энтенса
Общий вид и один из интерьеров дома № 9,
построенного архитектором Чарлзом Имсом (Charles Eames) и Эро Саариненом (Eero Saarinen) для Джона Энтенса

Финансирование программы и строительство домов предполагалось осуществить поэтапно. Архитектор, желавший участвовать, предлагал свой проект, который критически рассматривался и обсуждался в редакции, а затем архитектор сам находил клиента. Энтенса финансировал только постройку своего собственного дома; еще несколько участников проекта также построили дома для себя и своей семьи.

Принципиальной установкой инициаторов программы — Джона Энтенса, а позже Дэвида Трэверса (сменившего Энтенса на посту главного редактора) — был решительный отказ от всякой рекламы, касающейся как самих проектов CSH, так и используемых в нем строительных материалов. Любой представленный в номере A&A проект освещался только в пределах необходимого минимума технических сведений; критика и вообще оценки проекта на страницах журнала запрещались. Такая подача материала выводила A&A из ряда журналов «для разглядывания» и делала его прежде всего журналом для чтения.

При публикации проектов редакция избегала прямых оценок: если, с точки зрения редакции, проект имел существенные дефекты, о нем просто не писали. Если же проект был безусловно хорош, то акцентировались возможности использования будущего дома, но ни в коем случае — его эксклюзивность.

Разумеется, оформление A&A следовало духу эпохи; как позднее выразился Трэверс, в 1940–1950-е годы в журнале было некоторое количество dada, — но содержания это не касалось. На фоне немалого ассортимента «архитектурного глянца» — а в США эти издания отличались высоким профессиональным уровнем — A&A выделялся тем, что предлагал достаточно скромные и практичные дома и реальную перспективу воплощения проектов в жизнь. Первые же дома, построенные согласно CSH, были открыты для публичного осмотра и привлекли массу публики. Абсолютное большинство домов было построено в окрестностях Лос-Анджелеса и в Калифорнии. Реализация программы растянулась более чем на 20 лет, а за это время значительно изменились вкусы, так что Дэвид Трэверс, листая спустя 25 лет старые номера A&A, написал в заключительном обращении к читателям, что представленные там дома и интерьеры — это уже история.

И это была история достижений, а не провалов — иначе знаменитое издательство Tasсhen не стало бы спустя много лет издавать книгу о CSH с цветными фото самого Джулиуса Шульмана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: