«Лет через 10 нас ждет системный коллапс?»

Евгений КунинЕвгений Кунин, вед. науч. сотр. Национального центра биотехнологической информации Национальной медицинской библиотеки Национальных институтов здравоохранения США:

Прежде всего — сердечные поздравления ТрВ-Наука с днем рождения и творческим юбилеем, т. е. 200-м номером. До 1000-го и далее!

Редакция газеты меня спросила: «О чем Вы как человек и ученый мечтаете?»

Мне как-то хочется заменить «мечтать» на «надеяться», и, конечно, именно как ученый или, еще лучше, исследователь — ученый, как известно, кот. Так вот, с точки зрения ученого кота, задуматься об этом интересно.

На что, действительно, надеюсь? Если совершенно кратко, то на то, что наука как целое, как движение разовьет замечательные достижения последних лет, преодолеет сегодняшний системный кризис и будет развиваться с ускорением, преобразуя, так сказать, действительность. И — в более личном плане — что это будет происходить достаточно гладко в течение следующих лет двадцати, так что, если повезет, удастся в этом принять какое-то свое, мелкое участие.

Попробую немного развить в пределах отведенных 4000 знаков. На мой взгляд, последнее десятилетие в развитии науки было поразительно интересным, но и странным, противоречивым. Буквально по Диккенсу: It was the best of times, it was the worst of times, it was the age of wisdom, it was the age of foolishness

С одной стороны, прогресс просто-таки небывалый, и — что, может быть, всего интереснее — фундаментальные открытия как никогда тесно переплетаются с новыми технологиями. Только два примера из наиболее близкой мне биологической области. Первый, понятное дело, CRISPR, где открытие нового принципа наследования генетической информации привело к созданию нового поколения методов редактирования генома, которые, в свою очередь, позволяют разбираться в функциях генов с немыслимыми прежде точностью и полнотой.

Второй — эпигенетика, где новые методы исследования модификаций ДНК выявляют гигантскую роль еще одной системы наследования, не связанной с изменением генома как такового. Ну и только один пример из физики — графен, за который Андрей Гейм и Константин Новосёлов получили столь заслуженного Нобеля. Совершенно новый класс материалов и столь же новые горизонты в теории. Работать сейчас интересно, просто-таки как никогда до этого.

И в то же время — тяжелый кризис всей системы организации и финансирования науки. Я сейчас не о реорганизации Российской академии наук, что бы кто об этом ни думал, а о куда более серьезных явлениях мирового масштаба, в частности, в США. Грантовая система буквально трещит по швам, перепроизводство Ph.D. огромная, а жизнь начинающего профессора превращается в кошмар. Если всё это экстраполировать линейно, лет через десять нас ждет системный коллапс.

Так вот, моя надежда состоит в том, что реальный научный прогресс — это мощная, стабильная тенденция, которая сильнее пугающей тенденции к развалу инфраструктуры. Последняя явно нуждается в некоей перестройке, и очень хочется верить, что пути и ресурсы для этого будут найдены. Как минимум для этого необходимо здоровое научное сообщество, и такие издания, как ТрВ-Наука играют в его поддержании роль, возможно, немалую.

Так что здоровья вам и успехов!

2 комментария

  1. Я тоже считаю, что грантовая система, особенно в России, ведет к регрессу, а не к прогрессу научных идей. По хорошему, (в России не получится) необходима методика определения годности будущего мужчины (не женщины) к эффективной исследовательской, но не ученой деятельности. Ученый хорош в гуманитарных дисциплинах, но их вообще необходимо отделить от науки. Пользы обществу от того что доктор наук сидит в котловане и кисточкой вычищает кости мамонта, с гулькин нос, но очень радуют очень узкий круг подобных специалистов, любителей артефактов. Поэтому, я считаю, что к науке должны относиться — физика, химия, физика флоры и фауны. Все остальное — есть прикладное и должно финансироваться бизнесом и не считаться наукой. Истинных исследователей государства должны холить и лелеять, почти так поступают в развитых странах, а вот в России сейчас, исследователей гнобят и изгаляются над ними.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: