Уважаемая редакция!
В августе общественно-политическая жизнь замирает, высокопоставленные чиновники могут наконец отдохнуть от забот о народе на своих яхтах и островах. Чиновники попроще переводят дух на курортах Европы и Америки, ну а если нельзя, то в Сочи. Ну а мы, не заслужившие чего-то более серьезного, сидим на дачах. В переносном, конечно, смысле сидим — добровольно. И, безусловно, держим руку на пульсе даже в этот глухой сезон: ведь те, кто сейчас на яхтах и островах, обеспечили нам и телевидение, и радио, и мобильную связь, и Интернет. Бери, пользуйся — и практически бесплатно.
Так вот, сидим, жара, водка не идет, и потому слушаем и смотрим, что происходит. А делать не только нам нечего, но и журналистам. В августе — ну какие новости? Бывало, конечно, в тяжелые годы — то башня Останкинская сгорит, то лодка подводная утонет, то взрыв в метро. Но теперь у нас наведен порядок, поэтому все без серьезных новостей скучают. Писать же что-то нужно. Так и рождаются дутые сенсации.
Скажем, в начале прошлой недели появилась информация, что в ближайшие два года Минобрнауки собирается сократить 10 тыс. ученых и уже в следующем году на 40% сократить число бюджетных мест в вузах. Преподаватели, научные сотрудники и просто досужие деятели всполошились: караул, что же это делается, губят науку и образование! И тут, нужно прямо сказать, дали некоторые наши руководители слабину, начали оправдываться: нет-нет, ни в коем случае мы не собираемся сокращать число бюджетных мест в вузах; что вы, что вы, мы хотим даже увеличить число научных сотрудников!
Смотрел я на это всё, слушал, и возникла у меня, страшно сказать, претензия к руководству моей любимой газеты. Дорогие издатели и редактора, недостаточно вы прикладываете сил для увеличения популярности и влиятельности. Не все поэтому могут ознакомиться с содержанием моих колонок, в которых я честно и откровенно высказываю значимые для страны вещи. Ведь я уже не раз и не два говорил, что нас, бездельников, удовлетворяющих собственное любопытство за государственный счет, в период кризиса можно безболезненно сокращать. Время почти военное, не до досужего любопытства.
Тем более я, как работник сферы образования, одобряю намерение на 40% сократить число бюджетных мест в вузах, а еще более одобрил бы намерение сократить число таких мест на 50%. Ведь, разберитесь, коллеги, о чем идет речь. Есть флагманы высшего образования — мой родной Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, которому со временем, надеюсь, будет присвоено имя Владимира Владимировича Путина; есть сильные вузы более узкого профиля — МФТИ, МИФИ и другие. Но при этом по всей стране есть масса вузов из серии не бей лежачего, которым в лучшем случае можно дать почетное имя заборостроительного техникума.
Какая польза для государства и общества от многих таких вузов? Да никакой! Они нужны, во-первых, руководству и работникам, а во-вторых, великовозрастным балбесам разного пола, которые хотят еще на несколько лет продлить свое беззаботное детство, бездельничать и тусоваться, сидя на шее родителей и государства. Ну а у особей мужского пола еще одна очевидная цель — откосить от армии. А потом, да, «специалист с высшим образованием», бакалавр или вовсе магистр. Который хорошо еще, если умеет правильно дроби складывать. Лучше меньше, да лучше! Так что надо закрывать и сокращать!
И нечего оправдываться. Вот высшее руководство все-таки потому и высшее, что держит марку. Недавно учитель в Дагестане спросил премьера, почему учителя и преподаватели получают зарплату в 15 тыс. рублей, а силовики — в 50 тыс. и выше. Дмитрий Анатольевич тут же всё четко разъяснил: нечего ныть, сидя на одной зарплате, нужно быть активным и как-то иначе зарабатывать. Сослался он и на собственный опыт, да, собственно, и сейчас он вокруг себя может видеть такое поведение, когда люди, работающие на государственной службе, находят возможность крутиться и зарабатывать. Скажем, первый вице-премьер наш, Шувалов Игорь Иванович, и кучу дел на госслужбе выполняет, и замок в Австрии имеет, и элитную квартиру в Лондоне, и этаж в сталинской высотке скупает, и самолет личный есть. Пашет то есть, зарабатывает человек, не полагаясь на одно только жалование. Его пример — другим наука!
Ваш Иван Экономов
И все же не только в Москве и Питере закопаны жемчужные зерна, дорогой Иван! Поэтому не стоит так безоглядно крушить провинциальное образование. Скажем, советник Государственной думы и консультант Генштаба, завкафедрой Вашего родного МГУ, выдающийся российский общественный деятель, философ, политолог, переводчик, социолог Александр Гельевич Дугин оканчивал Новочеркасский мелиоративный институт. Заочно. И в какую глыбу вымахал!
Уважаемый Иван! Вы пропустили ещё один важный аспект неприемлемости сокращения набора студентов и числа го—ных «вузов»: куда выплеснется не поместившееся в достаточно удобные, светлые и тёплые аудитории море недорослей и недопреподавателей при таком массовом усекновении дармовой (государственной) кормушки? Ответ: на улицу. А вот это уже страшновато! Да!