Совет межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» считает необходимым отметить нараставшую в период с мая по сентябрь волну разного рода информационных сюжетов по тематике образования, позволяющую предположить, что в этой сфере назревает очередная реформаторская кампания. В частности, затрагивались вопросы необходимости изменения порядка проведения ЕГЭ с введением в него устной компоненты, что полностью лишает ЕГЭ его основного смысла — единства требований.
Немалый резонанс в учительской среде вызвало также заявление премьер-министра Дмитрия Медведева о том, что сама профессия учителя подразумевает низкий уровень оплаты, а потому учителям не следует рассчитывать на значимое улучшение своего материального положения, если они намерены оставаться учителями. Весьма неоднозначны также заявления, сделанные при вступлении в должность новым министром образования и науки.
Эти, а также многие другие материалы того же рода лишают учителей, и без того дезориентированных валом противоречащих одно другому требований, последних надежд на минимальную стабильность, без которой школа перестает существовать как социальный институт.
Весь этот информационный «белый шум» нам представляется просто механизмом для отвлечения общественного внимания от комплекса проблем, лежащих в основе сегодняшнего бедственного состояния всей образовательной сферы.
Базовыми проблемами, требующими немедленного решения, мы считаем следующие.
1. Реальное сокращение бюджетного финансирования образования. По закону «Об образовании» нормативы на учащегося должны рассчитываться с учетом всех видов расходов образовательного учреждения. Школа не получает теперь отдельно денег на ремонт, отдельно — на коммунальные услуги, отдельно — на зарплату работникам: всё включено в норматив.
В большинстве регионов эти нормативы не увеличивались уже несколько лет (например, в Москве — с 2011 года). Это означает, что директора поставлены перед нелегким выбором: на чем сэкономить обесценивающиеся из-за инфляции деньги? Одни школы сокращают педагогов, другие — непедагогических работников, третьи пытаются повысить зарплаты, экономя на незарплатных статьях или расширяя платные услуги.
Отсюда — наше первое требование к Госдуме и региональным думам: обязательная ежегодная индексация нормативов, которые закладываются на ученика при формировании бюджетов образовательных учреждений всех уровней, в соответствии с официально установленным уровнем инфляции, включая разовое повышение на 25%, компенсирующее инфляцию за три кризисных года.
2. Практика принудительного привлечения педагогов к выполнению работ, не предусмотренных их трудовыми договорами и иными юридическими документами, определяющими трудовые отношения педагогов и администрации образовательных учреждений. Необходим категорический запрет подобной практики, превращающей учителей и преподавателей вузов фактически в крепостных, вынужденных выполнять в их личное время огромный объем работы, зачастую безо всякой оплаты.
3. Перманентное реформирование образовательной сферы как в целом, так и по отдельным ее элементам, превращающее педагогический процесс в непрерывное приспособление к сегодняшней ситуации. Ни времени, ни физической возможности для педагогически эффективного труда в таких условиях не остается.
Абсолютно необходим полный мораторий на какие-либо изменения образовательной системы сроком минимум на пять лет. Эта пауза позволила бы не только вернуть системе стабильность, но и провести тщательный, научно обоснованный, объективный анализ результатов уже учиненных преобразований.