7 июня 2017 года в Космическом центре имени Линдона Джонсона в Хьюстоне вице-президент США Майк Пенс и Роберт Лайтфут, исполняющий обязанности руководителя NASA, представили общественности двенадцать кандидатов в астронавты 22-го набора в отряд [1].
Из более 18 тыс. претендентов, что стало рекордом за всю историю NASA, было отобрано 12 человек: пять женщин и семь мужчин возрастом от 29 до 42 лет.
Будущие астронавты: Зена Кардман, Ясмин Могбели, Джонни Ким, Раджи Чари, Лорал О´Хара, Фрэнк Рубио, Мэтью Доминик, Уоррен Хобург, Робб Кулин, Кайла Баррон, Боб Хайнс и Джессика Уоткинс. Среди них — врач-терапевт, хирург, два геолога, инженер-океанограф, профессор электротехники, старший менеджер компании SpaceX, четыре летчика-испытателя и инженер-ядерщик. Три кандидата имеют ученые степени, и трое закончили военные академии.
Кандидаты за два года пройдут интенсивную подготовку в Космическом центре имени Линдона Джонсона, прежде чем они сдадут экзамены и присоединятся к 44 активным астронавтам в отряде NASA.
Возможно, кто-то из нового набора успеет попасть в экспедицию на Международную космическую станцию, но, скорее всего, им предстоит работать по новым проектам США в космосе: созданию посещаемой станции на орбите вокруг Луны в первой половине 2020-х годов и постройке транспортной системы для дальнего космоса в конце десятилетия [2]. Несомненно, им предстоит летать на новых пилотируемых кораблях США, которые находятся уже на стадии первых испытаний: Orion, Dragon V2 и Starliner.
Шанс полететь к Марсу, о чем традиционно написали многие СМИ, у них есть, но это зависит от стабильности курса NASA в этом направлении, что в первую очередь требует достаточного финансирования их долгосрочной программы пилотируемых полетов.
Интересно, что к новому классу астронавтов США присоединятся кандидаты из Канады, традиционного партнера в космосе, которые сейчас тоже близки к финалу отбора [3].
В это время в России продолжается первый заочный этап нового отбора в отряд космонавтов [4]. Заявления и документы (копии оригиналов) от претендентов принимаются в Центре подготовки космонавтов до 14 июля 2017 года [5].
К сожалению для наших кандидатов, процесс отбора совпал с рядом неприятных новостей: экипаж российского сегмента МКС Роскосмос сократил до двух человек вместо трех, это вызвало увеличение срока ожидания назначения в полет для наших космонавтов [6]; из отряда уволился мировой рекордсмен по суммарному пребыванию в космосе Геннадий Иванович Падалка, написавший открытое письмо о ситуации в ЦПК [7]; Роскосмос неожиданно поменял стратегию будущей пилотируемой программы, отказавшись от использования ракеты-носителя «Ангара-5П» для полетов людей с космодрома Восточный. Новый российский корабль «Федерация» теперь планируется запускать с космодрома Байконур на еще не существующей ракете «Союз-5» [8].
Фон для выбора сложной профессии и достаточно непростого сбора медицинских и иных справок для молодых претендентов не слишком радостный. Но работа космонавта предусматривает преодоление самых разных трудностей. Второго шанса попасть в покорители космоса может и не быть, поэтому повод проверить себя вполне оправдан.
Объективная трудность состоит в том, что ситуация в российской космонавтике напрямую зависит от экономических успехов нашей страны [9]. Нужно осознать и принять, что россиянин окажется на поверхности Луны, только когда наша экономика позволит нам сделать такой рывок в космос.
А до этого момента вдохновляющие новости о космических полетах астронавтов к новым целям будут приходить из более развитых стран.
Александр Хохлов,
инженер-конструктор космического приборостроения (ЦНИИ РТК),
популяризатор космонавтики
1. www.nasa.gov/2017astronauts
2. http://kosmolenta.com/index.php/1042-2017-04-09-deep-space-things
3. www.asc-csa.gc.ca/eng/astronauts/how-to-become-an-astronaut/default.asp
4. Хохлов А. Второй открытый набор в отряд космонавтов // ТрВ-Наука. № 225 от 28 марта 2017 года.
5. www.gctc.ru/main.php?id=3736
6. www.astronaut.ru/register/shedule.htm
8. http://kosmolenta.com/index.php/1064-2017-05-30-manned-phoenix
Помню, на одном из стендов аэрокосмического музея Вашингтона с удивлением увидел партбилет Юрия Гагарина, логарифмическую линейку Королева и блокноты Мишина… Потом подумал, вспомнил — и перестал удивляться.