Оптика Поднебесной в древности

Отчего в Поднебесной такая область физики, как оптика, не получила должного развития и, прямо скажем, значительно отставала от масштаба тех исследований, которые проводились, скажем, в арабских странах в древности?..

Словно посылки из Китая доимперских времен мы получаем сведения о многочисленных физических опытах тех лет из древних письменных источников. Китайская литература, зафиксировавшая научную мысль, предоставляет лишь некоторые отрывочные рассуждения о природе света, о человеческом зрении; в рассуждениях главенствует некая натурфилософская точка зрения на эти явления, пытающаяся найти им истолкование почти исключительно с умозрительной и нередко даже с мистической позиции.

Те нечастые оптические эксперименты, которые проводили китайцы, привели к тому, что они первыми создали «волшебный фонарь», который, так же, как и «магическое зеркало» отдавал должное изобретательности китайцев, но никак не имел под собою научную основу. Были, разумеется, некоторые шаги в направлении геометрической оптики, но будучи задавленными в зародыше религиозно-мистическими выкладками, в основном, даосских монахов, говорящих о потаенном, скрытом свете, они так и не развились в полноценную научную теорию.

По-человечески объяснения всего мироустройства с точки зрения теории «инь» и «ян» довольно удобно и понятно, есть много сторонников этой теории среди ученых с мировым именем; но к созданию оптических приборов это не имеет совершенно никакого отношения. Те же ученые, кто наиболее был близок к науке (например, моисты в четвертом и третьем веках до нашей эры) не могли в полном обьеме завершить свои практические исследования, как и теоретическую часть, из-за официального запрета властями. В их длинном послужном списке – работа с зеркалами и отражениями; изучение свойств зеркальных поверхностей различной формы; интереснейшие опыты с возникновением тени. Моисты, подобно эпикурейцам, «философам из садов», в отношении изучения природы света и зрения, полагали, что свет образуется объектами на которые смотришь, они либо отражают его, либо испускают сами.

Отставание, а точнее, неразвитость науки об оптике в древнем Китае обусловливалась прежде всего умозрительностью восприятия света, неспособной мотивировать китайских ученых, и неготовностью приложить к оптическим явлениям геометрические правила…

Оценить: