В отчете о конференции «Научная диаспора и будущее российской науки» (ТрВ № 13 (57) от 6 июля с.г.) упоминалась Ассоциация русскоговорящих ученых (RASA), объединяющая, по словам ее вице-президента Игоря Ефимова, около двухсот ученых российского происхождения., работающих за рубежом (сто из них указаны в списке членов Ассоциации: www.dumaem-po-russki.org/members.html). Мы указали, что некоторые участники конференции (Андрей Старинец, Александр Мирлин, Михаил Гельфанд) критически упоминали тот факт, что контакты МОН с многотысячной диаспорой (в частности, в связи с рецензированием проектов) до настоящего времени по существу сводились к контактам с RASA. Это признал и директор Департамента международной интеграции МОН Сергей Иванец. Далее в отчете мы кратко пересказали сообщение Игоря Ефимова.
Поскольку Игорь Ефимов, профессор Вашингтонского университета в Сент-Луисе (США), вице-президент Ассоциации русскоговорящих ученых RASA, член Совета директоров русско-американской Медицинской ассоциации RAMA, выразил несогласие с нашей интерпретацией, в этом номере мы предоставляем ему возможность рассказать о деятельности этих организаций и о наиболее эффективных путях взаимодействия экспертов с государством. Текст публикуется в авторской редакции.
В Санкт-Петербурге в конце июня 2010 г. состоялась конференция на тему «Научная диаспора и будущее российской науки». Она попробовала навести мосты между учеными российской «диаспоры» и «метрополии». Хотя организаторы считали, что она «первая», всё новое — это хорошо забытое старое. В 2002 и 2003 гг. уже проводились подобные конференции, озаглавленные «Интеллектуальный мост Россия — Запад. Проблемы, Перспективы». Тогда тоже делались замечательные доклады, принимались меморандумы о намерениях работать с диаспорой, и провозглашались призывы к властям о спасении науки в России. Но, увы, всё, что осталось от тех двух конференций, — это принятые меморандумы и информация о конференции на сайте www.researcher-at.ru, которая с тех пор не обновлялась.
Прошли годы. Сменился Президент России, и опять, на втором году новой президентской администрации, возникла мысль навести мосты с диаспорой, которая с тех пор из в основном неоперившихся постдоков доросла до уверенной в себе профессуры. Но есть ли повод для оптимизма? Может ли быть наведён мост между научной диаспорой и метрополией после того, как выпито вино на последнем ужине и принят заключительный меморандум? Что изменилось с тех пор?
На мой взгляд, одним из значительных изменений с 20022003 гг. было создание и многолетнее функционирование ряда независимых и добровольных ассоциаций диаспоры на Западе. Если десятилетие назад диаспора была полностью атомизирована, то сейчас существует множество независимых ассоциаций ученых, врачей, юристов, предпринимателей, дантистов, медсестёр и представителей других профессий, в которых работают выходцы из России.
Создание клубов и ассоциаций -вообще развитый вид «спорта» на Западе. Одни ассоциации создаются, другие умирают. Но одно несомненно: советский «демократический централизм» не убил за 70 лет у россиян способностей к самоорганизации. На этой конференции в Санкт-Петербурге я рассказал о двух ассоциациях, в деятельности которых я принимаю активное участие. Это Russian-speaking Academic Science Association (RASA) и Russian-American Medical Association (RAMA), о деятельности их я расскажу далее.
RAMA
RAMA была создана как раз в год первой конференции по диаспоре, в 2002 г., как частная некоммерческая профессиональная ассоциация врачей российского происхождения. Организатором и душой проекта стал хирург Борис Виноградский из Кливленда. С тех пор RAMA (www.russiandoctors.org) стала крупной национальной американской организацией и объединяет многочисленные местные отделения по многим штатам США. В этом году она проводит свою 7-ю национальную конференцию в Вашингтоне.
RAMA занимается многими видами деятельности, направленной как на интересы русскоязычных врачей и студентов-медиков в США, так и на медицинское сотрудничество с Россией. Врачи RAMA регулярно ездят в Россию с медицинскими миссиями, которые проводились в Кемерово, Краснодаре, Санкт-Петербурге и других российских городах. Кроме того, члены ассоциации принимают в своих госпиталях и университетах российских врачей, приезжающих для обучения новым методикам лечения, читают лекции и обучают новым методикам в России. Инновационные планы нынешнего российскиго правительства привели к участию ряда членов этой ассоциации в экспертной оценке проектов МОН и Роснано, связанных с медициной.
RASA
RASA была создана не так давно, ей формально всего 2 года. Однако неформальные встречи начались на пару лет раньше, когда группа физиков была собрана Вячеславом Сафаровым из Марселя и Борисом Чичковым из Ганновера. Несколько позднее была создана секция в США. Таким образом ассоциация объединила группы ученых из Европы и США. Формально она была создана в виде двух отделений — европейского и американского — и принимает в свои члены русскоязычных ученых, проживающих за пределами России.
Все решения в ассоциации принимаются путём голосования на ежегодных конференциях. А между конференциями решения принимаются президентом ассоциации Вячеславом Сафаровым и её двумя вице-президентами, Борисом Чичковым (Европейское отделение) и Игорем Ефимовым (отделение США). По особо важным вопросам проводятся консультации с Международным координационным советом ассоциации (www.dumaem-po-russki.org/coordination-committee.html).
Целью Ассоциации является консолидация российской научной диаспоры, помощь в развитии научной карьеры и квалификации членов Ассоциации. В её задачи входит:
1. Создание всемирной сети (network) русскоговорящих ученых, работающих вда РФ.
2. Обмен знаниями и опытом. Инициирование совместных проектов и координация исследовательских программ.
3. Распространение информации об интересных научных результатах и инновациях.
4. Организация конференций, семинаров, научных школ.
5. Информирование об открывающихся постоянных и временных позициях, o6 аспирантских и постдоковских стипендиях.
6. Обмен педагогическими программами и лекционными материалами.
7. Менторство начинающих завлабов и предпринимателей со стороны успешных опытных коллег.
Ассоциация также предоставляет возможность для социальных и культурных обменов.
RASA не преследует цели стать единой ассоциацией всей российский диаспоры, понимая, что диаспора очень разнородна по своему составу, убеждениям и отношениям к России, к своему российскому прошлому и российскому настоящему. Если опросить группу русских ученых за рубежом, то по многим вопросам можно найти диаметрально противоположные мнения. Поэтому RASA объединяет тех ученых из разным стран, которым комфортно обещение друг с другом, у которых относительно когерентные взгляды на научную жизнь, на свою Родину, на её прошлое, настоящее и будущее. Мы проводим ежегодные конференции на Западе, где вместе с семьями наши члены слушают научные и ненаучные доклады, знакомятся с коллегами из других областей науки, обсуждают, как сохранить русский язык у детей, и начинают новые научные проекты.
Последние две конференции проходили во Франции — под Марселем и на острове Корсика. Финансирование конференций, которое необходимо для оплаты проживания и питания, проводится исключительно из организационных взносов членов ассоциации и гостей конференции. Проезд — за свой счёт. Но в этом году конференция будет проводиться в столице США Вашингтоне, совместно с конференцией RAMA. Это будет первая конференция RASA в США и первое знакомство двух ассоциаций, у которых есть точки взаимных интересов в области биомедицинских исследований.
RASA не ставит своей целью развитие науки в России, так как это ассоциация ученых, профессионально интегрированных в страны Запада. Но она открыта для сотрудничества с отечественными учеными, студентами и организациями.
На наши конференции с самого начала приезжали чиновники, предприниматели и ученые из России. Мы также участвововали в конференциях, организованных в российских регионах — Ханты-Мансийске и Томске. Помимо членов RASA на этих конференциях были представители Минобрна-уки, Роснано, инвестиционных фондов, университетов и других организаций РФ, которые делали доклады о своих планах по развитию отношений с диаспорой, по методам привлечения диаспоры для экспертной оценки проектов (она начала применяться в новых механизмах финансирования МОН и Роснано).
Мы неоднократно приглашали представителей Российской академии наук, но пока это, увы, не привело к диалогу. МОН проявило интерес к мнению членов нашей ассоциации по поводу их планов развития науки в системе высшего образования страны и к их участию в экспертной оценке грантов и заявок, которые они получают на рассмотрение. Также продуктивно развиваются отношения с Роснано. Это связано с тем фактом, что значительная часть наших членов является экспертами мирового уровня в нанофотонике, наноэлектронике и нанобиологии.
Как и в 2002 г., сейчас от первых лиц российского государства звучат слова, что развитие экономики невозможно без науки и высоких технологий. Отличием является то, что в настоящее время возникло понимание важности прозрачного и профессионального процесса экспертной оценки грантов, подаваемых в различные фонды, поддерживающие науку. Многие признают, что именно диаспора обладает «know how» о том, как наладить этот процесс, имея многолетний опыт работы в национальных и международных комитетах по финансированию науки и инновационного бизнеса США, Европы и Азии.
Именно поэтому правительственные и частные российские организации всерьёз начали диалог с диаспорой, включая две ассоциации, о которых я уже рассказал выше, а также некоторые другие.
Одним из ведущих партнёров российского инновационного процесса стала Ассоциация русскоязычных бизнесменов — AmBAR (www.ambarclub.org/), по-видимому самая крупная ассоциация диаспоры, обладающая не только значительным интеллектуальным потенциалом, но и выходом на финансовые ресурсы — венчурный капитал США.
Думается, что ни одна из ассоциаций диаспоры не может представлять всех выходцев из России. Как показали конференции в Дубне в начале 2000-х годов и в Санкт-Петербурге в 2010 г., механическое собрание представителей диаспоры, выбранных по тем или иным критериям, редко ведёт к согласию. На них присутствует столько же мнений, сколько участников. Консолидация и формирование мнения по любому вопросу — это длительный и часто болезненный процесс со своими подводными течениями и страстями.
Например, на конференции в ЕУСПб одна группа участников считала, что работа RASA с Министерством образования и науки по налаживанию научных программ в университетах России — это недостойное дело, что не мешает этой группе активно предлагать этому же министерству свой «Корпус экспертов».
Наша позиция диаметрально противоположна. Мы за то, чтобы МОН, РАН, РФФИ, Роснано и другие российские источники финансирования науки привлекали к экспертной оценке как можно больше ученых мирового уровня, включая не только представителей диаспоры, но и зарубежных ученых. Эти эксперты должны привлекаться из любых ассоциаций, списков, корпусов, партий, клубов или просто индивидуально.
Критерий должен быть один — соответствие области науки эксперта данной заявке, научный уровень и репутация эксперта в мировом научном сообществе. «Благословение» инициаторов любых корпусов и ассоциаций должно уйти на второй план. В своей новой программе больших грантов Минобрнауки впервые решилось на рассмотрение грантов на английском языке, как давно советовала наша ассоциация. Таким образом, МОН сможет привлечь настоящих лидеров науки всех стран, не ограничивая себя русскоязычными специалистами.
В заключение отмечу, что RASA -это частная независимая ассоциация, открытая для всех профессиональных ученых, работающих на Западе. Мы приглашаем присоединиться к нам всех, у кого есть желание стать частью процесса интеграции диаспоры и её участия во взаимодействии с быстро развивающимися новыми научно-образовательными и инновационными институтами России.
Есть и другие формы самовыражения ученых из диаспоры, обеспокоенных, как и мы, продолжающимся кризисом отечественной науки. Такие формы включают опять ставшее популярным написание писем-протестов в российские СМИ, чем и я грешил в начале 2000-х. Но опыт показал, что можно добиться гораздо больших положительных изменений путем цивилизованного диалога с Минобрнауки, Роснано и другими организациями и прямого участия в процессе эволюции экспертизы в России. Мы предпочитаем дела лозунгам с трибуны и страниц газет. Но мы не навязываем свою точку зрения всем ученым, понимая, что сколько людей, столько и мнений.