Мой молодой приятель пришел ко мне встрепанным и расстроенным.
Что стряслось?
— Да получил нагоняй от завкафедры.
— За что?
— Прогулял несколько дней.
— Как же так?
— Так ведь с ее же разрешения. Подрабатывал. Деньги позарез нужны. Жениться надумал. Зав разрешила, а пока меня не было, я понадобился…
Приятель окончил один из престижных питерских вузов — со звучным именем, расположенный в одном из дворцов, известный по всей России. Приятель не коренной питерец, прибыл из провинции — и вот же, оставили в штате вуза! Значит, оказался очень успешным и перспективным. Действительно, его первые лекции нашли очень теплый прием у студентов, а помещенные в Интернет вызывают поток писем. Статьи его принимают лучшие питерские журналы. На кафедре он ведает компьютерным обеспечением. Словом, парень современный и интересный.
Между тем, собрались гости. Поздравляли приятеля с предстоящей женитьбой: невеста очень хороша, тоже чрезвычайно успешная студентка, только другого вуза. Это какие же способные будут дети! Вот достойное решение демографической проблемы, о которой говорили и президент, и премьер. Только свадьба все откладывается и откладывается: самим на жизнь не хватает, да и негде жить.
— Так ведь для таких, как вы, придумана ипотека!
— Ну, сказали! Это с моей-то зарплатой… Мне и прожить-то самому хватает только на неделю, и то если о-оооочень экономить. Вот в сентябре утвердили новые тарифные ставки. Ректор всем разослал уведомления. Хотите взглянуть?
Читаем:
«Во исполнения постановления Правительства РФ от 05.08.2008 г. №583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений»… должностной оклад … по должности…, отнесенной к профессиональной группе № 3 квалификационному уровню № 2 установлен в размере … при условии полной отработки месячной нормы рабочего времени».
Не понял.
— А зарплата-то изменилась по новой тарифной сетке? — спрашиваю.
— Да нет, — говорит, — зарплата осталась прежней. Зарплата действительно анекдотическая. Я говорю:
— Ну, Вас же, конечно, взяли на четверть ставки, как это сейчас водится. Наверное, нужно добиваться, чтобы взяли на полную ставку.
Приятель посмотрел на меня задумчиво и сказал:
— Хотите анекдот? Только предупреждаю: анекдот неприличный.
— Ну, здесь все взрослые. Иногда можно и неприличный.
— Летит в самолете старичок. Сходил он в туалет и забыл застегнуть ширинку. Подходит к нему смущенная стюардесса и тихонько говорит: «Простите, у Вас там внизу кончик торчит». Старик тоже смутился, опустил голову и говорит: «Смейтесь — не смейтесь, но это не кончик. Это весь».
А теперь самое время назвать зарплату, официально положенную молодому парню с высшим образованием, начинающему читать лекции в одном из лучших петербургских вузов: 3 900 (прописью: три тысячи девятьсот) — рублей, не долларов. В месяц!!! Это чуть больше 120 долларов. Когда один квадратный метр жилплощади стоит несколько тысяч долларов.
Естественная реакция на такое сообщение — недоверие и догадки: срезание зарплат, вероятно, есть результат кризиса. Нет же, зарплата осталась та же, что и до кризиса. А может быть, кризис неплатежей пришел к нам вовсе не из-за рубежа, а стал естественным результатом таких вот зарплат массе населения? Им просто не из чего было платить и покупать товары. Все в долг, в кредит. Накапливалось, накапливалось и — ррраз! Кризис.
А приятелю остается радоваться тому, что академики получили надбавку и их зарплата увеличилась до 60 тысяч. Но если откладывать свадьбу до того времени, когда он станет академиком, то будут ли академики решать демографическую проблему? Боюсь, что в этом они окажутся значительно слабее рядовых научных работников. По крайней мере в среднем.
Я не называю вуз, чтобы не смущать бедного старичка-ректора.
Анекдот оказался действительно неприличным. Все очень смеялись.
А надо плакать.