С 7 по 9 декабря 2010 г. в столице Катара Дохе проходил второй инновационный саммит по образованию (World Innovation Summit for Education — WISE). В его работе приняли участие более 1200 человек, которые имеют какое-либо отношение к просветительской и преподавательской деятельности. На пленарных заседаниях и сессиях WISE обсуждались самые различные темы, связанные с образованием, — от необходимых реформ и новых подходов к подготовке преподавателей до финансирования образования и строительства школ в труднодоступных районах.
В числе прочего участники саммита дискутировали об использовании новых технологий в преподавании. Под новыми технологиями, в частности, подразумевались социальные сети — а именно Twitter и Facebook (невероятно популярный в России «Живой Журнал» за рубежом находится, в лучшем случае, на третьем месте).
Идея использовать Facebook и Twitter для обучения школьников и студентов, на первый взгляд, кажется странной. Например, родители традиционно воспринимают все эти новомодные социальные сети как безусловное зло — еще бы, ведь дети проводят в них огромное количество времени вместо того, чтобы читать учебники или решать примеры. Но сторонники внедрения сетевых площадок для общения в образование привели ряд доводов, кажущихся вполне разумными.
Во-первых, социальные сети позволяют сделать обучение более индивидуальным: студенты, желающие более глубоко исследовать какую-либо тему или предмет, могут объединяться в сетевые группы, внутри которых будут публиковать ссылки на интересные им материалы и вести дискуссии. На общих занятиях в классе такое погружение в вопрос невозможно, а на то, чтобы специально собираться где-то для обсуждения тех или иных интересных частностей, ни у кого обычно не хватает ни энтузиазма, ни времени.
Кроме того, при помощи социальных сетей ученики могут в любой момент задать своему преподавателю пришедшие им вдруг в голову вопросы. Во время подготовки к экзаменам или выполнения домашней работы очень часто выясняется, что какие-то существенные моменты, необходимые для выстраивания единой логической картины, остались непонятными. Возможность прояснить для себя сложные места позволит ученикам лучше усваивать новый материал. Но во внеклассном общении студентов и преподавателей по Интернету есть одна опасность — очень часто ученики забывают о субординации, по привычке обращаясь к учителю так же, как к приятелям и «френдам».
Еще один плюс соцсетей — они позволяют студентам напрямую обращаться к интересующим их людям — известным ученым, заведующим дружественных лабораторий, руководителям исследовательских проектов. До того, как появились сервисы, подобные Facebook, достучаться до нужного человека было намного сложнее — приходилось преодолевать множество утомительных промежуточных этапов вроде переговоров с секретарями и заместителями или отправки запросов в пресс-службы. Зная о предстоящей тягомотной переписке, многие даже и не пытались связаться с кем-то за пределами школы или вуза.
Используя социальные сети, учащиеся могут работать над какими-либо проектами совместно со студентами из других стран. Глубокий смысл такого взаимодействия не очень ясен, хотя общение с людьми из других стран, как минимум, поможет улучшить знание иностранных языков. Ну, и, кроме того, новые контакты иногда оказываются очень полезными.
Наконец, Facebook, Twitter или тот же «Живой Журнал» позволяют, по удачному выражению одного из докладчиков саммита, «безголосым обрести голос, а обезличенным — лицо». Нередко творчески одаренные дети бывают застенчивыми, и им трудно проявить себя на фоне более активных и непосредственных товарищей. На сетевых площадках такие дети могут раскрыться, причем результаты их деятельности будут видны сотням людей, в том числе учителям и будущим работодателям.
И самое главное — социальные сети стали неотъемлемой частью жизни современных детей. Вне школы они постоянно переписываются с кем-то в Интернете, комментируют посты друзей и обмениваются ссылками — виртуальный мир для них столь же привычен (а иногда и гораздо более привычен), как и реальная жизнь. Поэтому, если дети не находят ничего от этой виртуальной среды в школе, они воспринимают ее как нечто чужеродное. Чтобы стимулировать интерес детей к обучению, учителям придется включать в образовательный процесс новые технологии (которые, на самом-то деле, новые только для учителей).
Вот тут и начинаются проблемы. Молодые преподаватели, которые еще недавно были школьниками и студентами, сами вовсю используют социальные сети, и для них не составит труда вывешивать домашнее задание в Facebook или рассказывать об интересных дополнительных материалах в сообществах в «Живом Журнале». А вот учителя постарше, так же как и родители, не хотят принимать этот странный для них мир интернет-общения и, более того, часто склонны рассматривать его как помеху на пути детей к знаниям. И даже если таких учителей насильно заставить использовать в работе Facebook, они, скорее всего, будут делать это неохотно — только «для галочки». Так что энтузиастам внедрения социальных сетей в образовательный процесс необходимо, в первую очередь, придумать, как увлечь ими учителей старшего поколения.
Век живи — век учись! Это особенно актуально как раз для учителей ;)