Может быть, начать с фантастики?

Во времена Жюля Верна не существовало обширной научно-популярной литературы и функцию популяризации научных и технических знаний вынужденно взяла на себя зарождавшаяся научная фантастика. Многостраничные описания и объяснения тормозили развитие действия, но роман XIX века и так был нетороплив и многозначен, зато читатель получал сведения, о которых иначе и не узнал бы.

В ХХ веке надобность в подобных описаниях в жанровой литературе отпала — появились прекрасные научно-популярные книги. Жанровая литература начала чураться популяризации — описания замедляли действие и мало интересовали читателей. В последние годы тенденция вновь изменилась — в приключенческих и фантастических произведениях опять появились страницы описаний, изложения новейших сведений в разных областях науки. А чтобы заинтересовать читателя, авторы привлекают имя самого известного ученого — Альберта Эйнштейна.

В аннотации к роману «Последняя теория Эйнштейна» (в оригинале — просто Final Theory. — 7рВ) американского автора Марка Альперта (АСТ, Астрель, Полиграфиздат, 2010 г.) сказано, что автор — астрофизик, журналист, поэт, редактор журнала Scientific American. О принципах теории струн, о работе Эйнштейна над единой теорией поля Альперт рассказывает профессионально и достаточно популярно. В принципе, роман можно было бы отнести к «жесткой» научной фантастике, поскольку речь идет о научных идеях и теориях, а среди персонажей -ученые, причем мирового уровня, работавшие в свое время с самим Эйнштейном. Более того, идея, которую развивают главные герои, руководствуясь якобы созданной Эйнштейном единой теорией поля, вполне фантастична. Сюжет — типичный для блок-бастера, скроенный по всем канонам: главный герой узнаёт, что где-то хранится нечто, способное изменить мир (старинный манускрипт, Ковчег завета, сокровище тамплиеров и пр. — неважно; в данном случае — некая теория, созданная Эйнштейном). Одновременно с героем об этом узнают агенты ФБР и наемные убийцы (вариант — террористы). Герой пытается первым добраться до искомого предмета, постоянно попадает в лапы то агентов, то убийц, но ему, дилетанту, десятки раз удается сбежать, оставляя профессионалов с носом, по ходу убивая их или выводя из строя. И хэппи-энд, конечно: добро торжествует, зло наказано.

Традиционность сюжета не позволяет, по-моему, причислить роман к научной фантастике, несмотря на то, что там есть НФ-идея. Дело в том, что от этой конкретной идеи сюжет практически не зависит. Ни один из сюжетных поворотов романа не изменился бы, если бы речь шла не о таинственной теории Эйнштейна, а о поисках, например, Ковчега завета.

Как известно, Эйнштейн тридцать последних лет жизни пытался создать единую теорию поля. Но не сумел. Проблема была неразрешима в те годы, поскольку единая теория («Теория Всего», как сейчас говорят) не может быть построена с помощью классической физики, а Эйнштейн до конца дней квантовую физику частично не признавал. В романе Эйнштейн, конечно, теорию создал, понял, что, с помощью этой теории плохие люди могут уничтожить мир, и потому результат не опубликовал, но рассказал о нем ученикам, потребовав от них сохранения тайны.

Альперт вполне наукообразно излагает, как с помощью Теории Всего можно это самое Всё уничтожить. Тут, правда, у автора немало проколов, но читателю, не разбирающемуся в теоретической физике, проколы не видны.

Астрофизик Альперт, редактор почтенного научно-популярного журнала, прекрасно знает, что ни одну современную физическую теорию невозможно изложить в одной-единственной статье с помощью небольшого набора формул, которые описывали бы всё мироздание. Вместо того, чтобы показать разнообразие возможностей самой сложной и самой красивой (по идее) Теории Всего, автор выбирает самое простое и легко поддающееся изображению — как с помощью теории мгновенно уничтожить человечество. Антиутопии легче писать, чем произведения о том, как реально могли бы в нашем сложном мире развиваться идеи, способные этот мир изменить. Получился триллер с как бы научно-фантастической идеей. Увлекательный триллер, читать интересно. И кое-какие сведения о современных физических теориях читатель получит. Наверное, этого достаточно? Может, и нет, о чем можно судить, обратившись к другому роману — «Формуле Бога» португальского писателя Жозе Родригеша Душ Сантуша (Полиграфиздат, АСТ, Астрель, 2010 г.).

В аннотации роман назван «научным триллером». А дальше — в точности, как в аннотации к роману Альперта «Последняя теория Эйнштейна», «сюжет которого разворачивается вокруг неизвестной рукописи Эйнштейна». Как и в «Последней теории Эйнштейна», здесь великий физик в последние годы жизни создает таинственную теорию, чрезвычайно важную для человечества, но очень опасную, если ее применить во зло (английский перевод названия A Formula de Deus The Einstein Enigma. — ТрВ).

У Душ Сантуша сюжет, по сравнению с Альпертом, незамысловат. Главный герой должен расшифровать рукопись Эйнштейна (предполагается, что там закодированы сведения о том, как дешево и быстро изготовить атомную бомбу). Естественно, ему это в конце концов удается, но, оказывается, великий физик не бомбу придумывал, а научно доказал существование Бога, ни больше-ни меньше.

Зачем было скрывать доказательство бытия Божия за семью печатями, не очень понятно. Тем более, что, как выясняется в финале, само «доказательство» давно известно и заключается в том, что «Вселенная рождается, живет, умирает и вновь рождается из небытия. Мир пребывает в бесконечном круговороте… Акт сотворения мира — это воплощение Бога в мире, который становится Богом».

Главный герой, португальский криптограф, на последней странице романа сообщает эту истину представителю ЦРУ, который в восхищении говорит: «Поразительно».

Для резидента американской разведки это, наверно, действительно поразительное откровение…

Сам Душ Сантуш считает идею, выдвинутую в романе, «дерзкой» и в послесловии пишет: «В этой книге предложена еще более дерзкая гипотеза. Речь идет о том, что космос устроен для создания жизни, а жизнь как таковая является не самоцелью, но средством обеспечения развития разума, который, в свою очередь, станет инструментом реализации «эндгейма», то есть высшей цели Вселенной, а именно — создания Бога. Таким образом, Вселенная предстает здесь как грандиозная циклическая программа, разработанная разумом предшествующей Вселенной с целью обеспечения собственного возвращения в последующей Вселенной».

И что тут такого, что надо было зашифровывать? Я уж не говорю, что о такой примерно циклической Вселенной писал еще Станислав Лем в романе «Глас Божий». У Лема, кстати, гораздо более интересная идея, гораздо более «научная» и рассказанная без того огромного количества общих мест, которыми изобилует «Формула Бога».

В романе Душ Сантуша мало приключений, но зато читатель получает множество сведений из самых разных областей науки и религии.

Рис. В. Богорада

На мой взгляд, самая большая польза от этой книги — список научной и научно-популярной литературы, которой пользовался автор, когда писал роман. Роман странный, а для российского читателя и вовсе непривычный: любители научпопа сочтут изложение слишком облегченным, любители триллеров окажутся недовольны отсутствием приключений. Для любителей жесткой фантастики здесь мало новизны, для любителей реалистической прозы — мало психологизма и много откровенной дидактичности.

Но любопытно вот что. Похоже, в жанровой литературе появилась новая «фишка» — внимание авторов обращено к фигуре Эйнштейна и к его незавершенным работам по единой теории поля. Как могло быть, чтобы великий физик не смог завершить дело своей жизни? Неужели он тридцать лет после создания теории относительности работал впустую? Результаты его исследований невнятны, и, значит… дальше воображение идет по накатанной колее: шифры, тайны, угроза человечеству, спецслужбы против сил зла, и, естественно, главный герой в одиночку совершает то, что не удавалось на протяжении многих лет лучшим ученым современности. Плюс окрошка из восточных религий и философских учений. Плюс модная нынче идея о том, что современная наука якобы ничего существенного не открыла, а лишь подтвердила то, что уже давным-давно было известно индуистам, буддистам и даосам.

Оба романа («Последняя теория Эйнштейна» и «Формула Бога») написаны учеными. По идее, если взять из каждого романа то, что в нем есть положительного, отбросив отрицательное и ненужное, получился бы хороший пример современной жесткой научной фантастики — той самой, которую сейчас пытаются возродить в России и которая вполне нормально развивается на Западе.

В обоих романах о «таинственных рукописях Эйнштейна» есть свои недостатки, но есть и общее достоинство: эти книги привлекают внимание читателей к достижениям современной науки. Это книги о людях науки, о достижениях науки, в том числе — в таких областях, о которых, как считают многие авторы и критики, популярно рассказать в художественном произведении очень трудно или даже невозможно. Пример Альперта и Душ Сантуша убеждает в обратном.

И если какой-нибудь автор сумеет все-таки объединить достоинства обоих романов и избежать недостатков, да еще добавит щепоть собственных оригинальных идей, он создаст новую российскую научную фантастику.

Конечно, не с возрождения научной фантастики начнется возрождение науки в России. Процесс, вообще говоря, обратный. Но в определенном отношении — и взаимовлияющий. Может, именно идеи возрожденной научной фантастики привлекут в науку молодых людей? А они сделают все, что смогут, чтобы возродить существовавшие научные школы и создать новые? А новая наука вызовет интерес и к новой фантастике, которая в свою очередь…

Возникнет положительная обратная связь. Но чтобы она «работала», надо с чего-то начать. Если пока не получается с наукой, может, действительно начать с фантастики? А там, понемногу, постепенно…

Почему бы и нет?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: