Научный редактор «Полiт.ua» Андрей Портнов, историк, главный редактор журнала «Україна Модерна», о новом указе Виктора Януковича.
9 декабря Виктор Янукович одним махом (т. е. одним указом «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти») сделал то, о чем так долго и бесплодно говорили на постсоветских кухнях постсоветские интеллектуалы, — отменил институцию, от которой сам когда-то получил дипломы «доктора экономических наук» и «проФФессора». Автор этих строк совсем недавно на интернет-страницах «Ab Imperio» рассуждал, есть ли жизнь без ВАКа. Оказалось, что очень даже есть! Правда, функции ВАКа переложены на Министерство образования и науки, так что «Король умер! Да здравствует король!».
Об одном из наиболее важных элементов университетской автономии — праве университетов самостоятельно присуждать научные степени — можно снова забыть. Но ответы на другие вопросы все-таки хотелось бы услышать: куда теперь подавать документы соискателям (милое советское слово), которые уже прошли процедуру защиты, но не успели оформить все бюрократические бумаги? Что будет с ВАКовским списком научных изданий? Наконец, вернут ли деньги за оплаченную на следующий год подписку на «Бюллетень ВАКа»?
В соответствии с логикой практически всех «реформ» в сфере науки и образования, которые до сегодняшнего дня пережила Украина, дело, вероятнее всего, сведется к переименованию. То есть в новом структурном подразделении министерства будут возрождены все (или почти все) элементы классической бюрократической ВАКовской схемы. «Кандидатов наук» переименуют в «докторов философии», ВАК — в какую-нибудь «Фахову Атестацiйну Комiсiю» и будут дальше изображать «последовательное приближение к европейским стандартам». Но хотелось бы все-таки не высказывать допущения, а услышать от власти, как она видит функционирование новой структуры.
Допускаю, что для министра образования Дмитрия Табачника указ Януковича стал не меньшим сюрпризом, чем для обычных граждан. Может быть, именно поэтому он не поспешил выступить с заявлением, что ликвидация ВАКа является очередной иллюстрацией «движения Украины в европейском направлении». Интересно также, что в защиту ВАКа не выступил никто! В отличие от Института национальной памяти, который энергично защищали люди, утратившие остатки влияния на это декоративное учреждение. Комично, что украинский ИНП (который так и не получил в свое распоряжение ни архивов КГБ, ни иных существенных государственных функций) защищали депутаты-«нашеукраинцы», но не коллеги по партии нынешнего директора — члена ЦК Компартии Украины Валерия Солдатенко. Еще более интересно, что творение Виктора Ющенко они все-таки защитили! А вот творение товарища Сталина (ВАК был придуман в 1932 г. и начал действовать в 1934-м) не защищал никто.
Осуществленная методом блицкрига «реформа» не удостоилась ни одного публичного обсуждения, а когда стала свершившимся фактом, не дождалась ни толкований, ни пояснений. Это наилучшим образом иллюстрирует отношение власти к нам, гражданам (независимо от профессии или социального статуса). А отсутствие малейших протестов, полная растерянность, помноженная на тотальную апатию, наилучшим образом иллюстрирует отношение нас, граждан, к власти. Частным предпринимателям удалось, пусть и ненадолго, привлечь внимание общества к проблемным местам Налогового кодекса. Работники сферы науки и образования вряд ли смогут привлечь общественное внимание к проблемам ВАКа. Тотальная фрустрация этих сообществ удивительным образом коррелирует с глубоким убеждением нынешней власти в том, что образовательные и научные вопросы даже не третье-, а десятирядные. Если в соседней Польше Совет ректоров самых крупных университетов формулирует к Министерству образования четкие предложения, выполнение которых должно последовательно увеличивать конкурентоспособность польской образовательной системы в Европе и мире, то ректоры украинских вузов наперегонки спешат с верноподданными декларациями. Тех, кто не слишком спешит, может ожидать судьба бывшего ректора Донецкого университета, уволенного в один миг со своей должности без объяснения причин такого решения.
При таких условиях власть может сделать со сферой образования и науки практически что угодно. Сейчас продолжается наступление на пусть и относительную, но таки автономию Киево-Могилянской академии. Единственным высшим учебным заведением, которое солидаризировалось с Могилянкой, пока что остается Украинский католический университет во Львове — объект не менее жестокого давления власти. Остальные вузы делают вид, что их это не касается. Или дрожат от страха. Или радуются, что окончательно исчезнет конкуренция в лице университетов, которые хоть и не всегда последовательно, но все-таки внедряли международные стандарты образования.
Единственная хорошая новость: даже если новая структура в рамках Министерства образования будет хуже своей предшественницы (а опыт показывает, что всегда может быть еще хуже), аббревиатура ВАК вряд ли вернется в официальную номенклатуру. Так что хотя бы на вербальном уровне в Украине станет одним языковым рудиментом времен сталинизма меньше.