Уважаемая редакция!
На прошлой неделе произошло много важных событий, в том числе и в научной среде. Главным в этом смысле, конечно, было Общее собрание РАН, посвященное 50-летию лазера. Но я хотел бы остановиться на другом. В начале прошлой недели состоялась церемония вручения премии «Триумф» в области науки. Этой премией были награждены шесть академиков, включая вице-президента РАН Валерия Васильевича Козлова. Как отмечается в информационном сообщении о вручении премии на сайте РАН, «работы каждого из лауреатов внесли огромный вклад в отечественную и мировую науку».
Немногим ранее, в ноябре, прошла церемония представления лауреатов другой престижной премии — Демидовской. Премию получили три члена Академии, в том числе начальник Валерия Васильевича и его предшественник на посту директора Математического института РАН — президент РАН, академик Юрий Сергеевич Осипов. А еще раньше — в июне — прошла седьмая церемония вручения, пожалуй, самой престижной и денежной из российских негосударственных премий — премии «Глобальная энергия». Ее лауреатами стали два человека: российский академик Александр Леонтьев и, согласно устоявшей традиции, иностранный ученый — академик РАН, президент Национальной академии наук Украины Борис Патон.
Почему я сейчас вспоминаю об этом, дорогая редакция? Потому что всегда находятся хихикающие субъекты, которые комментируют такие события в стиле «опять академики друг другу премии раздают» и начинают вспоминать времена застоя, когда под разговоры об успехах и свершениях впадающие в маразм члены советского руководства все время вещали друг другу на грудь разные ордена и медальки. И вот что я хочу четко сказать в этой связи: это исключительно безграмотная, безответственная и некомпетентная болтовня! Вот эти ухмыляющиеся субъекты, они бы задумались для начала: если они такие умные, то почему они по курилкам хихикают, а не в президиумах сидят, как те люди, над которыми они смеются? Вот то-то и так, что одни могут и науку вперед двигать, и институтами руководить, и в президиумах восседать, и премии получать, потому что талантливые люди талантливы во всем, а другие могут только друг у друга деньги до получки занимать да хихикать.
Вдумайтесь, дорогие коллеги, что значит стать членом РАН, а тем более — действительным членом РАН, академиком? Это значит пройти жесткую многоступенчатую экспертизу. Нужно не просто защитить кандидатскую и докторскую диссертации, но и пройти сквозь оценку наиболее сильных российских специалистов в своей области науки при попадании сначала в члены-корреспонденты РАН, а потом — в академики РАН. При такой многоуровневой фильтрации ошибки невозможны: уж если человек прошел, то апробация у него — полнее некуда!
Напомню вам, коллеги, что членами-корреспондентами Российской академии наук избираются ученые, обогатившие науку выдающимися научными трудами, а академиками — ученые, обогатившие науку трудами первостепенного научного значения. Естественным образом, если человек обогатил науку трудами первостепенного научного значения, то он достоин как судить о научных заслугах других, так и премии получать. Поэтому совсем не удивительно, что премии присуждаются академиками академикам. В пресс-релизе, сообщающем о представлении лауреатов Демидовской премии, все четко написано. «Демидовская премия сегодня — очень престижная премия в области науки, так как решение о присуждении выносят ученые, способные компетентно оценить научные заслуги» — это раз. А два: «Для получателя Демидовская премия — всегда большая неожиданность. Он не должен подавать никаких заявок, не должен представлять свои работы. Экспертная комиссия просто совещается и выбирает достойного из членов Академии наук». Ведь логично!
Именно поэтому наша система премий — самая разумная в мире. Нет, я не хочу принизить авторитет международных премий — там тоже много есть выдающихся ученых, получающих по заслугам. Но возьмем хоть Нобелевскую премию. В число ее лауреатов нет-нет да затешется какой-нибудь постдок, а то и вовсе, извините, аспирант. Нельзя же так! Какому-то незрелому подчиненному, недалеко ушедшему от тех, среди кого Дмитрий Анатольевич Медведев недавно призывал популяризировать идеи модернизации с помощью комиксов, давать премию высшей пробы, ставить его на одну доску с мэтром, всей научной жизнью доказавшим свою заслуженность! В чем тогда смысл работать, стремиться в когорту избранных? Как было справедливо сказано в одном фильме, «общество, в котором нет цветовой дифференциации штанов, лишено цели».
Ваш Иван Экономов