Софийский собор в Киеве

Мозаика «Богоматерь Оранта» (фото автора)
Мозаика «Богоматерь Оранта»
(фото автора)

Наверное, ни один из сохранившихся храмов Древней Руси не вызывает такого количества споров у исследователей, как киевский Софийский собор. Дело в том, что совершенно не ясно, когда он построен – и считать ли его первым из сохранившихся древнерусских храмов.

Вопрос времени

Большинство экскурсоводов твердо скажут: храм поставлен в 1037 году, под этим годом киевский летописец в «Повести временных лет» сообщает: «В лето 6545… Заложи Ярослав город Великий, у него же града суть Златые врата, заложи же и церковь святые Софья, митрополью, и по семь церковь на Золотых воротех святыя Богородица Благовещенье по семь святаго Георгия мана-стырь и святыя Ирины».

Кстати, несохранившиеся храмы Георгия и Ирины – это Ярослав в честь себя, любимого, и супруги. Ярослав Владимирович в крещении был Георгием, а его супруга, дочь шведского конунга Олава Шётко-нунга, по имени Ингигерд, в крещении стала Ириной. Золотые ворота дошли в руинах, о них и их «реставрации» мы еще поговорим, остатки «именных» церквей нашли археологи, а Киевская София стоит и по сей день.

Стоит отметить, что как раз с летописями вышла некоторая путаница. Во-первых, статья 1037 г. – сводная. Просто под этим годом в летопись оказался вставлен общий итог строительной деятельности Ярослава. Другая летопись, Новгородская Первая, сообщает, что Софию заложили в 1017 году. Копья историков ломаются по сей день, оставляя простор для датировки здания экскурсоводами. Одни склоняются к более ранней дате постройки, основываясь на сообщении Новгородской летописи и граффити на стене Софии с датой 1032 год и на некоторых других исторических данных, другие – на дату после 1037 года.

Так выглядит София сейчас (фото автора)
Так выглядит София сейчас
(фото автора)

Русский «Царьград»

Разумеется, заказчик храма ориентировался на Константинополь. «Чудо света», София Константинопольская была знаменита на весь мир. Тогда вокруг не было минаретов, и она была главным собором христианского мира (напомним, что и официальная схизма – раскол на Западную и Восточную христианские церкви произошел только в год Ярослава Мудрого – 1054-й). В итоге и на Руси получилось нечто грандиозное. Пятинефный храм с двумя рядами галерей, с мозаиками, выложенными греческими мастерами (самая знаменитая из них – Богоматерь Оранта, встречающая вошедшего в храм, нынче затаскана в качестве рекламного плаката национальной страховой компании Украины)… И при всем при этом вся София без галерей могла бы поместиться под центральным куполом Софии Константинопольской. Но для страны, в которой официальному христианству не было еще и полувека, постройка Ярослава впечатляла. Писали, что София «о полутретьядцати версех». Это означает, что у собора было 25 глав.

Нашествие Батыя пощадило храм (татаро-монголы вообще рушили церкви только в том случае, если они служили очагами сопротивления, и потом быстро нашли общий язык с духовенством). Но сам Киев утратил свое значение, и к XVI в. София обветшала и богослужения в ней прекратились.

Ремонт сохранил внутренние объемы собора, однако оформил внешние формы в стиле украинского барокко. Не стоит возмущаться тем, что его отремонтировали и исказили внешний вид: судя по рисункам голландца Абрагама ван Вестер-фельда 1651 года, собор находился в плачевном состоянии.

34_cathedralМузей

Сейчас собор – не действующий и работает как музей. Поэтому можно спокойно посмотреть многие уникальные объекты, сохранившиеся в нем. Разумеется, одна из важнейших сохранившихся ценностей в соборе – это его мозаики и фрески. Мозаика – это византийская техника выкладывания изображения кубиками смальты – особого цветного стекла. В отличие от фресок, краски мозаики не тускнеют со временем, и поэтому самые важные изображения выкладывали именно так. Но на Руси с развитием собственных мастеров техника мозаики как-то не прижилась.

Фрески Софии имеют не только художественное, но и историческое значение. Особенно фрески в лестничных башнях, ведущих на хоры («второй этаж»). Фрески лестничных башен не религиозные, а светские. Там изображены охота, музыканты (по этой фреске удалось установить, как выглядели некоторые музыкальные инструменты того времени, например миниатюрный орган), а также иллюстрирован весьма ранний эпизод христианской истории Руси – визит княгини Ольги в Константинополь и ее крещение.

Древнерусское хулиганство

Не меньшую важность представляет собой то, что в наше время назвали бы хулиганством.

Дело в том, что по штукатурке фресок очень удобно было процарапывать надписи и рисунки. Сейчас за это вам оторвут руки смотрители музея, но древним хулиганам они очень благодарны. По исследованиям до 1985 г., из 208 надписей (без учета рисунков и непонятных надписей) 130 надписей -молитвенных, 10 — поминальных, 10 — отрывков религиозных текстов, 11 — летописных записей, 25 автографов, 10 бытовых и даже одна купчая! Интересны граффити на глаголице, на армянском языке или клетки, в которые вписана кириллическая азбука, несколько отличающаяся от привычной. Есть там и рисунки, сделанные, видимо, со скуки на службе. Оставлены на стенах Софии и автографы исторических персонажей. Например, боярина Ставра Годиновича, известного нам по былине, а также малолетнего князя Святополка Изяславича с молитвой о его матери Олисаве. А вот пример чисто летописной записи: «Месяца декабря сотвориша мир на Желяни Святополк, Володимер и Олег». Есть на стенах граффити и сообщения исключительной важности. Например, вот такая запись на третьем от алтаря южном крещатом столбе:

ВЪ 6562 М(ЕСЯ)ЦА ФЕВРАРИ 20 УСЪПЕНЕ Ц(А)РЯ НАШ(Е)ГО ВЪ ВЪ(СКРЬСЕНЬЕ?) В (Н)ЕДЕ(ЛЮ) (МУ)Ч(ЕНИКА) ФЕОДОРА

Это — запись о смерти строителя собора, Ярослава Мудрого. Говоря журналистским языком — «первая новость».

В Софийском соборе Ярослава и похоронили. Судя по всему, для своего захоронения киевский князь попросту прихватил из Херсонеса (Корсуня) гробницу святого Климента Римского. В январе 1939 г. гробницу вскрыли. В ней обнаружили останки мужчины 60-70 лет, женщины 50-60 лет и несколько костей трехлетнего ребенка. Тогда же антрополог Михаил Герасимов воссоздал и облик князя.

Зарисовки Софии голландского художника А.Вестерфельда, 1651 год
Зарисовки Софии голландского
художника А.Вестерфельда, 1651 год

Портрет заказчика

С семьей Ярослава Мудрого связан и еще один любопытный объект в киевской Софии. На одной из фресок можно увидеть четыре женские фигуры в платочках, со свечами в руках. Некоторые экскурсоводы и сейчас могут вам сказать: это фреска XI в., на которой изображены Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья. Не верьте этим людям!

Пролить свет на эту загадку нам помогут те же рисунки Вестерфельда и современные исследования. Выяснилось, что это – всего лишь фрагмент так называемой ктиторской фрески, располагавшейся на трех стенах. Ктитор – создатель храма. Так вот: на фреске была изображена вся семья Ярослава Мудрого (включая женскую часть – супругу и дочерей), Владимир и Ольга, а также Христос, пред которым предстояли все фигуры, а Ярослав, к тому же, подносил Христу модель Софийского храма. Оказалось, что в XIX в., при «реставрации», художник, недолго думая, превратил четыре сохранившиеся фигуры княжичей в женщин-святых, княжеские шапки превратил в белые платочки, а в руки сыновей Ярослава Мудрого всунул по свечке. В те времена над достоверностью особо не задумывались. Подтвердило правоту исследователей и изучение фрески в ультрафиолетовых и рентгеновских лучах: фотографируя сохранившиеся фрагменты таким образом, исследователи ясно увидели записанное горе-реставраторами изображение.

Алексей Паевский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: