Лев Клейн: Теория реставрации и новоделы

Когда я был студентом, лекции по методике реставрации археологических объектов нам читал старичок В.Н.Кононов. Читал по-старинке — излагал рецепт за рецептом. Ему порекомендовали предварить курс теоретико-идеологическим введением. На следующий год Кононов, придя на занятия, вытащил брошюру с перепечаткой знаменитой четвертой главы сталинского «Краткого курса» («О диалектическом и историческом материализме») и начал лекцию так: «В своем гениальном труде наш великий вождь и учитель говорит…» Тут лектор прочел сталинский пассаж о том, что в мире идет борьба между зарождающимся, новым, передовым, и загнивающим, отмирающим. Затем лектор завершил чтение собственным выводом: «Вот наша задача как раз и состоит в том, чтобы не дать этому отмирающему отмереть». Кононова попросили впредь читать без теоретического введения.

Между тем теория реставрации очень важна для археологии, искусствоведения и музейного дела. Прежде ценились больше целые находки, и антикварии стремились привести «порченые», ветхие находки в надлежащий вид — соскребали патину, чистили находки до блеска, восстанавливали недостающие детали так, чтобы они как можно меньше отличались от сохранившихся, чтобы различие было незаметным, и т.д. Даже Микеланджело и Торвальдсен участвовали в такой реставрации античных скульптур. В новое время был провозглашен принцип аутентичности. Он предусматривает приведение археологических, архитектурных объектов и вообще объектов искусства к их прежнему виду и состоянию. Чаще всего дело сводится к восстановлению прежнего облика, насколько он поддается восстановлению.

Принцип аутентичности подразумевает четкое отличие реставрации от реконструкции. Первая означает надежное приведение к прежнему облику состоянию и взаимоположению тех частей, которые сохранились; вторая — «возвращение» объекту несохранившихся частей, конечно гипотетическое (в силу отсутствия или значительной поврежденности деталей). В пределе (в крайнем выражении, в абсолюте) реконструкция — это новодел, декорации, бутафория, муляж.

Реставрация выглядит так. Разбитую вазу нужно склеить из фрагментов, чтобы были видны ее форма и содержание росписи. Упавшие колонны нужно поднять и поставить на сохранившиеся базы. Строительный и иной мусор надо удалить.

Реконструкция преследует другие задачи — наглядности и пригодности к практическим нуждам. Если какие-то черепки утеряны, реставрация дает неполную вазу, и подробности формы останутся недостоверными, а уж содержание росписи может и вовсе ускользнуть. Однако восстановить отсутствующие черепки можно только гипотетически: как бы они ни были похожи на сохранившиеся, они во всяком случае сделаны из другого материала и другим мастером, в другое время, и никогда нельзя поручиться, что на исчезнувшем черепке не было какой-то детали, отпечатка, граффито, который на новом отсутствует. У статуи подлежат гипотетическому восстановлению отломанные и недостающие нос и руки. Но как они выглядели, можно только догадываться более или менее правдоподобно.

С реставрацией такое «возвращение» деталей никак не связано: реально восполнить события и структуры, сохранившиеся частично, в методическом плане всё равно что возродить совсем

не сохранившиеся явления. То и другое значило бы либо совершать театрализованные представления, либо пытаться вернуть прошлое, повторяя некие действия. Словом, для историка (в отличие от археолога или архитектора) реставрация имеет совсем другой, не познавательный, а политический смысл: реставрация Бурбонов во Франции придала название целому периоду господства реакции -периоду Реставрации.

Теория реставрации должна дать основы для решения трудностей, возникающих при этом деле. Прежде всего нужно решить, какой именно момент истории комплекса нужно сохранить -самый древний, идейно оптимальный или наиболее документированный. Антикварии охотились именно за материальными остатками античности, и естественно, что они стремились вернуть вещам тот облик, который те имели в античную эпоху. Но до античной эпохи была очень интересная первобытная, а после античной — средневековье, не менее интересное. Шлиман считал возможным сносить без особой фиксации византийские слои, коль скоро они его не интересовали, и даже верхние слои древней крепости крушил немилосердно, полагая, что милая его сердцу Гомерова Троя находится в самом нижнем слое. А на деле Илион оказался в одном из верхних!

Далее, заведомо ясно, что сохранять избранный момент нужно в комплексе: нельзя готический собор представить с романскими арками и ренессансными башенками. Получится монстр, далекий от всякой реальности.

К сожалению, у нас ныне реставрацию (аутентичное сохранение памятников истории и культуры) путают с реконструкцией, а реконструкцию (восстановление недостающих деталей) подменяют новоделом. В Москве это Иверские ворота, Красное крыльцо, Казанский собор, дом Трубецких, будущая гостиница «Москва» и т.д. В Питере строится новодел «Новая Голландия», читальные залы Публички (Национальной библиотеки) и др., ликвидирована уникальная «небесная перспектива» центра города. Мы всё больше живем в бутафорской России.

Последний пример вопиющего нарушения правил реставрации подало руководство реставрацией Курской станции Московского метро. На отделке станции восстановили надпись «Нас вырастил Сталин на верность народу…». Надпись не реставрирована — она же была полностью снесена, так что налицо новодел. Почему именно этот момент истории станции избрали для восстановления? Конечно, это политические стимулы. Если крах Советского Союза расценивается верхами как геологическая катастрофа, а Сталин трактуется в стандартных учебниках не как величайший злодей, приведший страну на грань гибели, а как самый успешный менеджер, то руководство «реставрацией» угодливо подсуетилось — и появилась надпись из отмененного гимна.

Нарушен и принцип комплексности: уж тогда вернули бы и статую Сталина перед надписью, и слова «имени Л.М.Кагановича» на входе!

Вношу предложение: отыскать чиновника, чья подпись стоит под распоряжением о возвращении надписи, и обязать его расчистить это место за свой счет. Боюсь, что это предложение даже не будет рассмотрено. Ведь «реставрация» в данном случае носит не музейный и не архитектурный характер, это реставрация в историческом смысле — шаг к периоду Реставрации.

1 Comment

  1. ну право не надоело оплевывать походя т Сталина пребывая в разрушенной и разграбленной стране которая за без малого 20 лет из сверхдержавы вновь превратилась как и царская рашка в безнадежную знадежную периферию- обочину с нищем и бесправным населением и кстати под руководством т Сталина страна за те же 20 — (1917-19390) гг лет прошла ровно обратный путь путь из рашки периферии в сверхдержаву

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: