Тихий пятничный день. Высокие залы факультета международных отношений СПбГУ наполнены светом, в них эхом отдается людская суета. В большой аудитории начинается пятая ежегодная конференция «Религия в современной системе международных отношений». В помещении всего человек тридцать — большая часть мест пустует. В отличие от многих других вузов нашей страны, в СПбГУ студентов не снимают с занятий, дабы они припали к чаше морали и духовности. Но некоторые все же пришли.
Но что это? Они очень странно и вызывающе одеты: две девушки в мини-юбках и чулках, на высоченных каблуках, еще одна странно накрашена, видимо — сатанистка. А что, сатанизм, возможно, является истиной основной системы международных отношений. Сидит какой-то гопник с семечками. Наконец, мы видим и «беременную гомосексуальную пару». Организаторы конференции понимают: это — провокация! Что же нужно делать? Конечно, поддаваться!!! И «провокаторов» изгоняют из аудитории. По пути они успевают разбросать листовки, из которых следует, что это некий «комитет 68-ми» явился сюда, дабы «лечить православие головного мозга» путем карнавального антишабаша.
Радует, что университетская конференция наконец-то заслужила внимания общественности, пусть и столь странно выраженного. Разумеется, участники конференции, равно как и православная общественность, не были довольны произошедшим.
Однако и среди противников клерикализации не все одобрили методы «комитета 68-ми». Вот что написал им Олег Журавлев, активист OD-group (прославившейся своим противостоянием с православным деканом соцфака МГУ Добреньковым), посчитавший акцию скорее дискредитирующей антиклерикальное движение:
«…считаю эту акцию глупой и даже вредной. Во-первых, эта конференция не имеет прямого отношения к клерикализации образования. В ней участвовали представители разных церквей (некоторые из которых были на войнах), они обсуждали роль церкви как миротворца. Во-вторых, сама акция вызывает массу вопросов: почему шлюхи и гопники? <…> Церковь скажет: «вы видели, кто такие эти антиклерикалы от образования? Это шлюхи и гопники, мы против того, чтобы люди были шлюхами и гопниками, а антиклерикалы, видимо, за»>. Университет от церкви должны защищать ученые и студенты, а не шлюхи и гопники.»
Однако поддержка антиклерикальным клоунам пришла с неожиданной стороны: в их защиту высказались священнослужители оппозиционных московской патриархии церковных групп — епископ Григорий Лурье (РПАЦ) и священник Яков Кротов (УАПЦ), последний даже сказал, что «эти студенты-антиклерикалы мне чрезвычайно симпатичны, потому что это люди христианского духа, из разряда тех, кто бросал все и шел за Христом, потому что сердце звало, а не потому, что начальство распорядилось организовать». Так вот ты какой, христианский дух…
Конференция — это, конечно, мероприятие светское, а не религиозное. Впрочем, научным его тоже назвать трудно. Какое отношение к науке имеют звучавшие на конференции в прежние годы заявления типа того, что иудаизм напрямую связан с «антидуховным, антирелигиозным проявлением, неолиберализма, разрушения семьи и уничтожения природы, утилитаризма, и отхода от истоков, противостоящих сплоченному обществу, солидарности, традициям»? Это скорее на двести восемьдесят вторую статью Уголовного кодекса тянет, чем на науку.
Впрочем, не будем спорить, некоторые доклады на конференции, наверное, можно назвать религиоведческими или политологическими. Но вот богослужение научным мероприятием уж точно не является? А ведь именно с него началось проведение этой конференции. В то время как Устав СПбГУ четко и недвусмысленно говорит о том, что «в Университете не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений, организаций (объединений)».
В то время как на факультете международных отношений восстановили церковь и проводят там богослужения. В главном здании СПбГУ также располагается действующая церковь. Одной из основных задач, которые поставил перед собой наш ректор, является контроль за законностью и целесообразностью использования университетской недвижимости. Ректор СПбГУ Николай Михайлович Кропачев неоднократно говорил о необходимости наведения порядка в этой сфере. Что он предпримет, если студенты вместо карнавальных провокаций вступят с ним в официальную переписку, потребовав прекратить нарушение Устава? Решится ли он добавить к числу своих недоброжелателей еще и православную общину? Или же придумает какой-нибудь юридический способ эту проблему решить иначе?
Владимир Волохонский
http://spbgunews.ru