Как не стать рабом серого вещества

Завидев на полке магазина книгу Джоны Лерера (Jonah Lerer) «Как мы принимаем решения», прилежащее ядро в подкорковых отделах моего мозга выплеснуло определенное количество дофамина, который привел к возникновению эмоции счастья от потенциальной покупки и обладания книгой, что и побудило меня выложить немалые деньги,- наверное, таким образом автор объяснил бы мое решение купить его книгу. Или нет. Скорее всего, он сказал бы, что намерение приобрести книгу исходило из префронтальной коры лобных долей моего мозга, отвечающих за рациональные, взвешенные решения. Ведь какому писателю хочется, чтобы его книги покупали лишь в состоянии аффекта?

В общем Джона Лерер подробно описывает два способа принятия решений — эмоциональный и рациональный. Основываясь на результатах многочисленных исследований из нейробиологии и психологии (библиография в конце книги занимает 14 страниц), необычных случаях из жизни и исторических фактах, автор пытается доказать, что эмоции не всегда мешают человеку принимать правильные решения, как это мыслилось древними греками или столпами эпохи Просвещения. Более того, чувства и инстинкты могут являться самыми активными участниками продуктивного мыслительного процесса. Но в попытке уйти от платоновского противопоставления разума и чувств Лереру так и не удалось толком показать механизмы их взаимодействия. Оба способа принятия решений рассматриваются им как альтернативные, а иногда и конкурирующие друг с другом, в зависимости от различных обстоятельств и сопутствующих условий. Автор подробно разбирает преимущества и ограничения каждого из способов, но изолированно друг от друга, словно наш мозг буквально разделен на две половины: «эмоциональную» и «рациональную», а человеку остается лишь выбрать, какой из них довериться.

Видно, что Лерер неравнодушен к нейробиологии и склонен переоценивать данные компьютерной томографии для объяснения самых сложных актов поведения. Как и любой представитель медицинских наук, автор пытается найти простые формулы человеческого поведения в виде вспышек электрической активности на различных участках головного мозга. Поэтому некоторые из выводов, сделанных Лерером, кажутся спорными или даже противоречащими другим теориям мотивации поведения человека.

Несмотря на это, представленный в книге подход к изучению процесса принятия решений с точки зрения нейробиологии кажется любопытным и открывает новые грани человеческого мозга. С одной стороны, Лерер обобщил результаты многочисленных исследований в области исследований головного мозга и попытался показать, как работа его различных участков связана с психологией поведения человека, что само по себе заслуживает внимания. С другой стороны, сделал он это несколько однобоко и прямолинейно.

Джона Лерер производит впечатление убежденного материалиста, которого не слишком волнуют вопросы личностного выбора и свободы мысли. Особенно ярко материалистические и детерминистские взгляды автора отразились в его рассуждениях о механизмах нравственного выбора и природе сопереживания. По мнению Лерера, нравственность человека зиждется не на рациональных основах, а регулируется врожденными эмоциональными механизмами. Просто мозг человека устроен таким образом, чтобы творить добро и получать от этого удовольствие, пишет автор, не считая нужным вдаваться в подробности такого устройства. А если кто-то творит вокруг себя зло, вроде психопатов, значит, у них имеется соответствующая мозговая дисфункция. Следовательно, ни воспитание, ни социальная среда не оказывают заметного влияния на развитие нравственных чувств.

В целом же складывается ощущение, что процесс принятия решений, несмотря на подведенную под него нейробиологическую базу, даже самому Лереру представляется всё еще малообъяснимым и в большей степени иррациональным. Поэтому автор постарался избежать нравоучительных монологов или готовых рецептов из серии «сделай так, и будет тебе счастье». Но именно отсутствие прямых советов я назвал бы одним из главных достоинств книги. Хорошая научно-популярная литература должна ставить больше вопросов, чем давать на них разжеванных ответов. А тот единственный совет, к которому автор плавно подводит читателя, звучит до неприличия банально, но и не бесполезно. Следуя ему, мы хотя бы научимся более осознанно принимать решения, а не будем слепо идти на поводу у импульсов своего мозга.

Лерер, Дж. Как мы принимаем решения / Джона Лерер. — М.: CORPUS, 2010. — 350 с.

2 комментария

  1. Прочитал сегодня уже 2-ю рецензию Игоря Павлова, и у меня создалось впечатление, что его основной целью является охаивание хороших переводных книг. Постараюсь найти 3-ю рецензию, чтобы понять является ли мой вывод закономерностью.

    1. Критические рецензии — не синоним «охаивания». К тому же я где-то в ЖЖ видел признание, что такая вот «не вполне положительная» рецензия подвигла человека прочесть книжку. Можно ведь так формальную похвалу написать, что любой решит: книгу и в руки брать не стоит. И наоборот — после критической рецензии может возникнуть интерес.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: