Трипольское зеркало

Лев Клейн
Лев Клейн

С большим сочувствием прочитал я Открытое письмо антрополога Марии Медниковой руководству канала «Культура» в ТрВ-Наука №10 (от 22 мая 2012 года). В нем известный антрополог сетует на пристрастие ряда телеканалов к дутым сенсациям и готовность телевизионщиков эксплуатировать глупейшие суеверия и невежество части зрителей, что приводит к поощрению и разрастанию подобных проявлений готики. Беда эта касается не только антропологов и не только в нашей стране, но на всем постсоветском пространстве. Помимо суеверий эксплуатируются и другие не лучшие идеи, предрассудки и претензии — ксенофобия, националистическая спесь, шовинизм, мракобесие, идолопоклонство и т.п.

Приведу случай такой тяги на телевидении Украины — на чужом примере легче проявить трезвость и взвешенность и увидеть, насколько эти потуги смешны и некрасивы при взгляде со стороны. На Украине (я не пишу «в Украине» просто потому, что это противоречит правилам русского языка) в годы после обретения самостоятельности чрезвычайно популярны стали попытки доказать особую древность украинской культуры (от нее не только все славянские, но и все европейские!), поместить на Украину центр происхождения ариев, особой древней цивилизации Аратта (то бишьдрипольской культуры),существование неких укров, от которых и произошли украинцы (а вовсе не от слова «край») и т.п. Тщетно разумные украинские специалисты опровергают эту чушь, ее неустанно пропагандируют ультранационалистические журналисты и полуписатели-полуархеологи (вроде Ю. Шилова), поддерживают некоторые политики (депутаты, чиновники), и осторожно, но настойчиво педалируют некоторые СМИ, в частности телеканалы.

Заметное место в этих концепциях занимает трипольская культура,о которой ниже будет сказано несколько подробнее.

В августе 2011 года ко мне обратилась по телефону из Киева очень милая корреспондентка I канала украинского телевидения Ирина С. с просьбой немедленно дать интервью о трипольской культуре. Передача должна была пойти в эфир назавтра же. Я попросил прислать мне сначала вопросы, потом посмотреть мои ответы, а уж тогда решать, что давать зрителям. Вопросы были присланы тотчас. Характер их кое-что говорил о представлениях и целях редакции. Я в тот же вечер послал свой ответ. Вот он.

1. Оцените явление трипольской культуры. Насколько она давняя и насколько важная.

1а. Вопрос несколько странный. Древность культуры не предмет вкусовых или экспертных оценок. Есть достаточно датировок: а) радиоуглеродных и б) на базе сравнительной археологии, опирающихся на связи с районами ранней письменности. Это известно каждому студенту. Трипольская культура датируется ныне V-IV тысячелетиями до н. э., но V тысячелетие без первой четверти. Это на территории Украины. А на территории Румынии, где она сформировалась и где ее называют культурой кукутень, она начинается раньше — с конца VI тысячелетия до н. э. Значит, ее памятникам почти 7 тысяч лет — ранним и 5 тысяч лет — поздним.

1б. Теперь о ее важности. Тоже вопрос не очень корректный. Каждая культура для науки по-своему важна. Лучше говорить о том, чем эта культура интересна. Прежде всего тем, что это первая земледельческая культура на территории Украины. В Нижнем Подунавье и в Греции такие культуры возникли значительно раньше, на Ближнем Востоке — еще раньше, но на Украине эта самая ранняя. А с земледелием появились и многие другие компоненты культуры, делающие ее богатой и яркой, — керамика, особое искусство и т. д.

2. Какая связь трипольской культуры с развитием цивилизации?

Если Вы имеете в виду, не является ли трипольская культура цивилизацией, то нет, не является. Несколько лет тому назад на Украине вышла двухтомная энциклопедия по трипольской культуре, очень добротная, но с названием «Енциклопедiя трипiльскоï цивилiзацiï». Название, конечно, сбивающее с толку. Под цивилизацией обычно понимают общество с письменностью и городами, с классовым расслоением. Ничего этого в трипольской культуре нет. Те огромные поселения, которые появились на одном из ее этапов, не имеют основных признаков города, основных его функций. Они отличались от прочих только размером. Это были большие сёла. Города развились значительно позже и не из этих поселений. Так что трипольская культура — никакая не цивилизация. А что земледелие — путь к цивилизации, это несомненно, но это касается всех земледельческих культур.

Рис. М. Смагина
Рис. М. Смагина

3. Насколько возможным есть то, что все европейцы произошли от трипольцев?

Настолько же, насколько все азиаты произошли от какой-нибудь культуры Кореи. Или Вьетнама. Или Азербайджана. О том, что трипольцы или их потомки заселили Европу, нет абсолютно никаких данных. Более того, это невозможно. Начать хотя бы с того, что сама трипольская часть культуры произошла от румынской части — Кукутень. Значит, культура Кукутень уже никак не могла произойти от трипольской. Не могли произойти от нее и культуры Греции и Балкан, более ранние. Есть и в остальной Европе много более ранних и одновременных культур, почему бы европейцам не произойти от них? Например, обширная культура линейно-ленточной керамики, неолитическая и земледельческая.

Затем, нет решительно никаких данных о том, что трипольцы говорили на индоевропейских языках. Судя по палеогенетическим исследованиям, вся южная часть Европы была заселена в неолите выходцами с Ближнего Востока, к ним в конечном счете принадлежали и трипольцы. Очень велика вероятность, что они принесли свою речь с собой. Тогда это была речь, родственная нынешней кавказской. Но и это всё пока гадания. Вероятно, какая-то часть трипольского населения вошла в новые общности, приняла новые языки, и какая-то часть их генов вошла в генофонд украинцев, молдаван и румын, а может, и каких-то других европейцев.

А Вам нужно, чтобы все европейцы происходили от трипольцев? Это чем-то тешит Ваше самолюбие? Не стоит ли лучше добиваться, чтобы «все европейцы» позавидовали успехам нынешней украинской промышленности, демократии, науки?

Ответ пришел незамедлительно. Вот он:
Лев Самуилович, здравствуйте!
Прошу прощения, но у нас поменялась концепция материала:(
Спасибо, что отозвались!

Я откликнулся так:
Насколько я понял, Вам моя концепция не подходит. Я оставляю за собой право опубликовать мое интервью в печати.
ЛСК

Что и осуществляю. А теперь сообразите, многим ли отличаются от этой тяги украинских телепросветителей наши отечественные старания доказать особую древность того или иного древнерусского или древнетатарского города, особую связь русских (татар, осетинов или еще кого-то) с ариями, происхождение всех европейских народов от русского корня, отыскать древнерусскую письменность в палеолите Америки, доказать принадлежность варягов непременно к славянам (пусть и западным), а никак не к скандинавам, превосходство языческих русских богов над еврейским Христом, превосходство православия (или мусульманства, или иудаизма) над всеми другими религиями или над атеизмом и т.п.

Глядя на украинские причуды, мы смотримся в зеркало.

5 комментариев

  1. Уважаемый Лев Самуилович!
    Очень интересно: в чем основные функции города, отличающие его от села, и каким образом археолог может установить, имели они место или не имели?
    Заранее спасибо.

  2. Антону Пеплову.
    Простите, не заметил сразу Вашего вопроса. Это сложный вопрос, есть разные критерии. Но преимущественно: функции административные и военные (укрепления и центр власти) или же центр отделенного (от земледелия и скотоводства) ремесла и в связи с этим центр торговли. В разных условиях та или иная из этих функций выступает на первый план. Изредка присоединяется к этим функциям и конкурирует с ними функция храмового центра.
    Археолог, конечно, может опознать такие центры — по характеру укреплений (выделение цитадели для властителя, характер ремесла, скопление импортов и т. п.).

  3. Уважаемый Лев Самуилович!
    Всегда с интересом читаю Ваши статьи.
    Познавательно, что более ранний центр происхождения Трипольской культуры — это Румынская Кукутень, т.е. правильнее было бы называть — культура Кукутень-Триполье.
    На Украине просто паранойя с этими горшочками.
    Дети привезли из Киева в подарок красиво оформленный коллаж с черепками.
    Агрессивная украинизация и клерикализация процветает.
    Большинство населения говорит на русском, но все надписи — на украинском.
    Украинизм «в Украине» уже почти норма разговорного русского (!) языка.
    Мать, чьё детство прошло при румынско-немецкой оккупации Краснодона, Ющенко и окружение иначе, как фашистами не называет. У неё есть с чем сравнивать.
    В тоже время, удивительно, но часто сталкиваюсь с фактом, что люди для которых украинский — родной язык, легко переходят на русский при встрече и говорят без акцента и, какого-либо напряжения.

  4. Спасибо за внимание, Владимир!
    В науке часто так эту культуру и называют: Кукутень-Триполье или Кукутены-Триполье. Что касается языковой проблемы, то я думаю, что украинизация в условиях открытых границ с Россией безуспешна. Русская культура значительно богаче (литература, кино, интернет), а если еще станет и демократичнее (чего прока нет), то безусловно вытеснит из украинского быта украинский язык, как из белорусского быта — белорусский. Ревнители украинского языка отстаивают его из тяги к самостийности. Но ведь это не обязательное условие. Возьмите Германию и Австрию, англоязычные страны, испаноязычные. Такой упор на языковое отделение свидетельствует о неуверенности в других основах для самостийности. Такое у меня впечатление.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: