Любен Боген и его натюрморты

Ревекка Фрумкина
Ревекка Фрумкина

В поисках книги о натюрморте я сняла с полки малоформатную тоненькую брошюру — «карманный» путеводитель по Лувру 1955 года — и очень удивилась. На ее обложке я обнаружила цветную репродукцию картины, о важности которой узнала совсем недавно. Конечно, эта иллюстрация многократно попадалась мне на глаза, но я воспринимала ее как элемент обложки — и не более того. Да и саму брошюру я в лучшем случае раз-другой открыла — английский текст набран чуть ли не нонпарелью, а репродукции почти все черно-белые и крошечные.

О картине и ее авторе я узнала случайно, читая о Шардене. Это «Натюрморт с шахматной доской», написал его Любен Боген (Lubin Bauguin, 1612–1663), французский художник XVII века, которого иногда называют предшественником Шардена. Работа эта хранится в Лувре и считается наиболее значительной среди четырех известных нам сегодня натюрмортов Богена.

Натюрморт с шахматной доской. 1630
Натюрморт с шахматной доской. 1630

Любен Боген был заново открыт в начале 1930-х годов именно как автор натюрмортов; до того были известны его картины на библейские сюжеты, написанные в духе французского классицизма.

Натюрморты Боген писал недолго, в ранний период творчества (1630–1635), и, судя по всему, по-том не возвращался к этому жанру. В дальнейшем он писал большие полотна в духе строгого классицизма на сюжеты из Библии. Боген был признан, получил все положенные тогдашнему художнику титулы и звания, но после смерти почему-то был быстро забыт.

Натюрморт со свечой. 1630
Натюрморт со свечой. 1630

Надо отметить, что среди французских художников — современников Богена натюрморт как жанр не был популярен. В связи с Богеном называют двух его соотечественников, работавших в жанре натюрморта: Луизу Моллон (1610– 1696) и Жака Линара (1597–1645). И всё же по крайней мере три из четырех нам известных натюрмортов Богена стоят совершенно отдельно: кроме «Натюрморта с шахматной доской» это «Натюрморт со свечой» и «Натюрморт с вафлями».

Натюрморт с вафлями. 1630–1635
Натюрморт с вафлями. 1630–1635

«Натюрморт с шахматной доской» имеет второе название — «Пять чувств»; соответственно, для понимания картины надо знать символику изображенных предметов. При этом, как известно, в христианской художественной традиции символы всегда многозначны: например, шахматы могут служить символом пустого времяпрепровождения, но возможны и иные толкования. То же касается цветов гвоздики и кошелька.

В целом же, как мне кажется, более поучительно понять, откуда берется волшебство этой картины, ее загадочность…

«Натюрморт с вафлями» не менее замечателен, прежде всего, лаконичностью и, разумеется, мастерством. Три простых предмета — тарелка с вафлями, бокал с вином и оплетенная соломой фляга — создают пространство холодноватой глубины.

Упомянутые выше французские современники Богена — Луиза Моллон и Жак Линар — были, конечно же, заворожены изобилием и разнообразием предметного мира. Другой современник Богена, мастер голландского натюрморта Ян Давидс де Хем (Jan Davidsz de Heem, 1606-1683/84), выбрав предметом изображения книгу, согласно своему видению, написал много книг. И кажется, до Шардена никому не приходило в голову, что для выражения чувства гармонии достаточно написать три простых предмета. Но вот Боген написал «Натюрморт с вафлями»…

Ян Давидс де Хем. Натюрморт с книгами (фрагмент). Ок. 1628
Ян Давидс де Хем. Натюрморт с книгами (фрагмент). Ок. 1628

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: