О языке носителей трипольской культуры V–IV тыс. до н. э. защищена докторская диссертация, составлен словарь, написаны книги и статьи. При всем том до нас от этой культуры не дошло ни одного слова. Письменности ни у самой трипольской культуры, ни у ее соседей не было. Некому было передать нам трипольскую речь.
Но некоторые украинские любители истории видят свой патриотический долг в том, чтобы обеспечить украинскому народу знатных предков — как можно более древних — и всячески их возвеличить (Клейн 2009а; 2009б; 2015а). Трипольскую культуру они облюбовали для этого, опираясь на ее яркую и богатую расписную керамику, ее раннее земледелие и огромные поселения. Они следуют здесь российскому, а затем и советскому наследию — академику Б. А. Рыбакову. Культуру эту они назвали цивилизацией, хотя эти большие поселения никак не города, а всего лишь большие села, письменности у трипольцев, как я уже отметил, не было, а сама культура зародилась не на Украине, а на территории нынешней Румынии.
Потворствуя этой тяге определенных слоев общества, некоторые ученые предприняли усилия и преодолели отсутствие фактов. Докторскую диссертацию написал и защищал в Киевском университете в 2002 году Юрий Леонидович Мосенкис (2002а). Он же составил словарь и написал ряд книг о трипольском языке, связав его с украинским (Мосенкис 2001а; 2001б; 2002б). Профессора-филологи рекомендовали диссертацию к защите, оппоненты одобрили, ученый совет проголосовал, Мосенкис получил искомую степень (сейчас он завкафедрой и редактор журнала).
В украинской печати было немало положительных рецензий на эти труды. Но есть два отклика киевлян сугубо критические — В. Борисевича и А. И. Илиади. Последний (в российском журнале: Илиади 2003) показывает на многих примерах, что в своих лингвистических реконструкциях Мосенкис не применяет основное правило этимологии: сначала дать этимологию в родном языке, потом в ближайше родственных и лишь после этого, исходя из результатов, привлекать далекие аналогии. Он сразу лезет в дальние языки, потому что не знает историю индоевропейских языков.
Критический (и, я бы сказал, пренебрежительный) и отзыв петербуржца А. И. Фалилеева (2008). Вышедший в «Трудах Института лингвистических исследований РАН», этот отзыв в подзаголовке был назван «О доверии к лингвистическим построениям археологов», хотя Мосенкис не археолог, а лингвист. К тому же в статье в основном идет речь о других исследованиях, а о Мосенкисе сказано лишь следующее: «Этот исследователь полагает, что язык соответствующих племен… оставил лингвистические следы в современных географических названиях. Мосенкис выделяет „трипольский субстрат“ в сопоставлении с ономастическими данными других регионов как Европы, так, скажем, и Кавказа, где засвидетельствованы следы близких археологических культур, и где ряд топонимов и гидронимов внешне напоминают украинские, ср., например, название рек Хорол на Украине и Q’orolis—cq’ali ‘хорольская вода’ в Аджарии. Метод, используемый в этой работе — понятен, и, казалось бы, что подобную публикацию вообще неэтично упоминать в научном контексте — произведений типа „Россия — родина слонов“ или „The Moon is made of cheese“ достаточно на прилавках как отечественных, так и зарубежных книжных магазинов. Однако тот факт, что это произведение было подробно отрецензировано известным ученым в респектабельном российском лингвистическом журнале (Илиади 2003: 149–153), заставляет о многом задуматься».
Но критик не задумался. Он махнул на писания Мосенкиса рукой как на явную чушь. Он считает, что серьезным лингвистам всё очевидно. Между тем положительных рецензий было много, самих трудов тоже, а метод не ограничивался топонимикой и гидронимикой и, по-видимому, производил впечатление на многих. Так что он не совсем «понятен». Я немного знаю Мосенкиса, не считаю его ни шарлатаном, ни невеждой. Он искренне пытается понять проблемы, обладает некоторой эрудицией и талантом, но не получил хорошей школы. Ему не хватает здоровой самокритичности и самоконтроля. Любые смелые идеи, пришедшие ему в голову, он тотчас выкладывает в печать, и они (как в данном случае) встречаются с восторгом невежественными энтузиастами, в том числе и начальством. Вот Мосенкис и стал классическим фриком.
Мне уже приходилось высказываться по его поводу применительно к гомеровским штудиям (Клейн 2015б). Здесь та же картина.
Поэтому я считаю полезным в дополнение к конкретным возражениям Илиади рассмотреть методику исследований Мосенкиса и показать всем (и самому Мосенкису), в чем ее порочность.
Мосенкис исходит из того, что культуры приходили и уходили, а население в основном не менялось. Немного прибавлялось, немного вытеснялось, но большинство людей сидело на месте. Поэтому можно проследить преемственность от трипольской культуры к украинской. Это положение, имеющее своих сторонников, есть гипотеза. Население трипольской культуры прежде всего определяло глубинную подоснову как Украины, так и Молдавии с Румынией. Народы украинский и румынский принадлежат к разным языковым семьям, которая из них вправе тогда претендовать на трипольское наследие? Далее, украинский народ, так же как белорусский, выделился из восточнославянской общности в Польско-Литовском княжестве. А до того существовала древнерусская народность, объединенная Рюриковичами. Стало быть, нужно прослеживать преемственность, идущую от трипольской культуры не к украинской народности, а к древнерусской, восточнославянской (наряду с романской — молдавской и румынской).
И преемственности этой нужно преодолеть целый ряд шлюзов. Трипольскую культуру сменили посттрипольские культуры бронзового века, в которых остатки трипольского населения были сильно смешаны с ранними культурами шнуровой керамики и боевого топора (усатовской, софиевской, выхватинецкой и другими); мог смениться и язык. Далее, в IV тыс. до н. э. всю Украину и Молдавию заняли степные подвижные племена ямной культуры: одни считают, что это были праиндоевропейцы, а другие — что это были арии (индоиранцы). Затем ямную культуру сменила катакомбная, относительно которой известно, что она близка по многим показателям к ариям Индии — индоариям. Следующим этапом было прибытие скифов, о которых Геродот свидетельствовал, что их язык был един, а языковеды по дошедшим до нас словам (большей частью именам и местным названиям, но не исключительно) установили, что это были ираноязычные народности, так же как сменившие их сарматы и аланы. Затем на территорию вторглись германские народы — готы, герулы, бастарны. На этой земле зазвучала германская речь. Еще позже их смели гунны, и зазвучала тюркская речь. Потянулись из-за Урала угры — зазвучала венгерская речь. Но тюрки освоили только степную полосу, венгры ушли на Дунай, а из лесостепи на юг все более широко расселялись славяне.
Таким образом, между трипольской культурой и славянами располагается последовательно по меньшей мере шесть-семь разных языковых и культурных общностей. А это значит, что происходило минимум семь-восемь радикальных смен культуры и языка; по-видимому, и населения, по крайней мере частично. Следовательно, выдвинутая гипотеза о преемственности между трипольем и славянами, не говоря уж об украинцах, на деле складывается из семи—восьми различных гипотез, и каждая нуждается в отдельном доказательстве.
Между тем Мосенкис из этой составной, семи- или восьмизвеньевой гипотезы выводит два предположения (гипотезы): 1) что от триполья украинцам досталась особая благозвучность речи и 2) что от триполья в украинском языке могли остаться какие-то слова.
- Обратимся сначала к особой благозвучности украинской речи. Это раскрывается как обилие открытых слогов — чередование гласных и согласных, мало сочетаний согласных, на которых бы язык спотыкался. Но, во-первых, это было характерно и для древнерусского языка. И отразилось на полногласии русской речи: хоромы вместо храм, ворон вместо вран, берег вместо брег, молоко вместо млеко. А храм, вран, брег и млеко вошли в русский язык из церковнославянского (древнеболгарского). А во-вторых, откуда взято, что это было характерно для триполья? Мосенкис нашел, что трипольская культура некоторыми элементами напоминает эгейскую (минойскою) культуру Крита — культом быка, богини-матери. А эгейская письменность (критское письмо А) характеризуется открытыми слогами. Вот он и предположил, что и трипольская речь должна была тяготеть к открытым слогам. А значит, древнерусские открытые слоги — это трипольское наследие. Как видите, тут одна гипотеза (что украинцы унаследовали от трипольской речи благозвучие) опирается на вторую гипотезу, крайне сомнительную (что трипольская речь была благозвучной, раз такой была речь критян!); да и то, что речь критян характеризовалась открытыми слогами, тоже гипотеза.
- Теперь рассмотрим второе предположение — что от триполья происходят украинские слова, которые Мосенкис называет субстратными (то есть из глубинного слоя). Он игнорирует то обстоятельство, что эти слова могли остаться от любого из семи слоев — усатовского, ямного, катакомбного, скифского, сарматского, германского, тюркского. Ну, последние как-то можно вычленить — мы их опознаем. А ранние — как опознать? А ведь могли, по той же вероятности, остаться и дотрипольские слова! Не говоря уже о заимствованных от соседей.
Мосенкис заявляет, что к трипольской речи должны относиться те слова, которые не имеют индоевропейской этимологии, то есть которые не получается вывести из индоевропейских корней. Сюда он отнес такие слова: батько, борвiй (холодный северный ветер), вирiй (рай), голуб, горiх (орех), горох, железо (раньше означавшее медь), жито, iскра, кермо (руль), кiбець (сокол), кiнь (конь), кобила, колиба (шалаш), крiсло (кресло), лiс (лес), малина, меч, мiдь, могила (курган), олово, печать, равлик (улитка), свинець, срiбло (серебро), спiвати (петь), теле (теленок), тиква, хлiб, имена божеств Купала, Лада, Морена и др.
Я не стану здесь разбирать, действительно ли у этих слов нет индоевропейских корней (скажем, жито — явно от жить, хлеб и меч заимствованы из готского). Но какие основания полагать, что всё это взято именно из трипольского наследия? Доказательств никаких. Даже благозвучие не работает: у многих из этих слов есть закрытые слоги.
Чтобы удревнить славянских богов, он связывает Купалу с Кибелой, хотя первое — имя славянского духа мужского рода, а второе — фригийской богини плодородия и материнства. Ничем это сопоставление не поддерживается, кроме созвучия.
Теперь можно подвести итог и сообразить, какие методы Мосенкис применил для обоснования своих идей.
- Он связывает весьма отдаленные друг от друга явления по какому-то одному признаку — такое сходство, скорее всего, случайное.
- Его смелые идеи имеют вид гипотез, но гипотезы хороши, когда есть несколько альтернативных гипотез и есть весомые аргументы в пользу избранной. А у Мосенкиса начальная гипотеза обычно одна, при равной вероятности еще множества альтернатив. Ясно, что он за нее ухватился просто потому, что она дает эффектные возможности.
- Никогда он не ограничивается одной гипотезой. Одну гипотезу он цепляет за другую , а те еще за какие-то гипотезы. Эти построения практически в каждом звене цепочек гипотез резко уменьшают вероятность дальнейшего и образуют в целом чрезвычайно слабую вязь. Конечные вы-воды просто не держатся.
- Некоторые важные гипотезы приводятся вообще без доказательств. Они должны быть приняты на веру. В расчете на будущие доказательства.
- Никогда он не строит систем языковых явлений. Всегда сопоставления слов имеют у него одиночный характер: Купала = Кубела, Кибела. А одиночные сопоставления — это, скорее всего, просто случайные созвучия.
Хотя перед нами профессор и доктор наук, эрудированный лингвист, его произведения выглядят вполне дилетантски. Более того, может быть, именно благодаря профессиональному оформлению они выражают дилетантские приемы работ по этногенезу наиболее типично. Кстати, экскурсы в лингвистику академика Рыбакова выглядели так же (Клейн 1991). А между тем работы этого стиля ширятся и множатся. Вот с опорой на Мосенкиса вышла монография В. Г Таранца о «трипольском субстрате» (Таранець 2009). Об уровне ее свидетельствуют такие перлы, как «Анатолия близ междуречья Тигра и Евфрата» (с. 33), «матриархальность трипольской культуры» (с. 231) и, конечно, пресловутые выдуманные «укры» — древнейший предковый этнос украинцев (с. 234). То, что работы эти нацелены на увязку с украинскими предками, — местная особенность, в данном случае не определяющая: таких немало и в России (разумеется, с другими загибами — например, Ю. Д. Петухов с его «Русами Великой Скифии», К. А. Пензев с арийской кровью славян, юморист Задорнов с его умопомрачительными лингвистическими кульбитами).
А что же с трипольским языком? А ничего. По-прежнему констатируем: от триполья не дошло ни одного слова. Археологи, чьи взгляды рассмотрел Фалилеев, судили о трипольском языке на основании своих общих предположений о том, как и где должны были располагаться в древности языковые общности — если они были связаны с материальной культурой. Увы, это ничем не гарантировано. Этносы с материальной культурой бывали связаны, а бывали и не связаны.
Пока у нас нет средств заставить звучать трипольский язык.
Илиади А. И. Рец. на кн.: Мосенкiс Ю. Л. Мова трипiльської культури // Вопросы языкознания. 2003. № № 3. С. 149-153.
Клейн Л. С. Языческий подход к лингвистике // Советское славяноведение. 1991. № 4. С. 88-92.
Клейн Л. С. 2009а. Украинское освоение триполья: энциклопедия —справочник или памятник? // Stratum plus. 2005-2009. № 2. С. 593-600.
Клейн Л. С. 2009б. Українське освоєння Трипiлля: енциклопедiя—довiдник чи пам’ятник? // Археологiя. 2009. № 1. С. 109-116 (пер. русск. статьи).
Клейн Л. С. 2015а. Знатные предки // Троицкий вариант. № 7 (176) от 7 апреля 2015 года. С. 15 (перепеч. в «Генофонд.рф». 2015. Апрель).
Клейн Л. С. 2015б. Пятый элемент: гадания об астрономии и хронологии Гомеровского эпоса (рецензия на работу проф. Ю. Л. Мосенкиса) // Аристей (С.-Петербург). 2015. № 10.
Мосенкiс Ю. Л. 2001а. Мова трипільської культури. Джерела, методи, результати реконструкції. К.: НДІТ і АМ, 2001.
Мосенкiс Ю. Л. 2001б. Трипільський прасловник української мови. К., 2001.
Мосенкіс Ю. Л. 2002а. Проблема реконструкції мови трипільської культури : Дис. … д—ра філол. наук. Київський національний ун—т ім. Тараса Шевченка, 2002.
Мосенкіс Ю. Л. 2002б. Трипільська генеза милозвучності української мови на тлі євразійських мовотворчих процесів. К., 2002.
Таранець В. Г. Трипiльський субстрат: походження давньоевропейських мов : Монографiя. Одесса: Одесск. регион. инст. державн. управлення та Мiколаiвськ. инст. Нац. академiї держ. управл. при Презид. Укр., 2009.
Фалилеев А. И. Лингвистическая атрибуция носителей культуры Триполье — Кукутень. О доверии к лингвистическим построениям археологов // Colloquia classica et indo—germanica — IV (Acta linguistica Petropolitana. Труды Института лингвистических исследований РАН. Т. IV. Ч. 1). СПб.: Наука, 2008. С. 571-584.
Отличная статья. Как и все, что выходит из под пера ЛСК. Замечу, однако, что да, украинцам лестно иметь таких предков, как трипольцы! Русским даже мечтать о подобном не приходится — и даже евреям. Пусть и не прямых предков, но живших — и неплохо живших! — на этой прекрасной земле. Чего вполне достаточно для гордости и пытаться выводить родной язык из трипольского — цэ вжэ занадто. Но ведь и российские историки, начиная с того же Рыбакова, ничем не лучше и никак не хотят уступить украинцам еще и монополию на скифов…
Юрию Кирпичеву
Спасибо за похвалу. Но Рыбаков еще и трипольскую культуру подверстывал к происхождению русских — через Киевскую Русь. А насчет того, чем гордиться — гордится стоит собственными достижениями. А не подыскивать знатных предков. «Чего вполне достаточно для гордости…» Ну, это если больше гордиться нечем.
Нечем гордиться? Украине в этом плане особо стесняться нечего — именно она создала российскую культуру И это общеизвестно. В том числе и современную технологическую. Так, к примеру, советский космос был преимущественно украинским: Шаргей (Кондратюк), Циолковский (потомок Наливайко, герб Ястржембец), Королев (потомок купцов Нежина), Глушко, Янгель, Люлька — и даже Вернер фон Браун! Его род восходит к Добронеге, дочери того самого Владимира Киевского, которого сейчас пытается присвоить Москва. Но в любом случае спасибо автору за злободневный, — а он весьма своевременен, вполне в духе текущих событий! — текст.
Вот это номер! Даже фон Браун украинцем оказался! :)))) А он об этом догадывался? Это кто, где и когда столь подробно проследил его генеалогию? Дайте ссылку на источник. Но самое главное — даже если бы фон Браун восходил к князю Владимиру (кстати, Владимир тоже украинец, да? и тоже об этом не догадывался…), то каким образом это помогло ему строить ракеты? У украинцев есть какой-то особый ген ракетостроения??
Не являясь, увы, таким уж специалистом, всё-таки скажу (как сущий дилетант :)), что, по-моему, Рыбаков не «подвёрстывал трипольскую культуру к происхождению русских», а представлял эту культуру, как характерный вариант культуры какого-то этапа индоевропейской общности (когда и.-е. ещё представляли достаточную культурную общность).
Так что «трипольское наследие» ожидалось в широком наборе позднейших европейских культур (и не только в русской).
Правда, в это общий пласт у него влезали и элементы, скорее финно-угорские…
Как всегда профессиональный анализ, хотя автор и не является лингвистом. Критикуемое в статье лицо с его языковедческими изысканиями, к сожалению, не одно в Украине. Есть еще такой себе Бебик и ему подобные.
В целом, мое отношение к статье сугубо положительное, даже невзирая на ее, скажу мягко, «политзлободневность». Считаю, что понятно, что я имею в виду.
Можно ли надеяться, что в недалеком будущем на страницах ТрВ появится аналогичный разбор постулата о тысячелетии России. Тем более, что автор может здесь в гораздо большей степени использовать свои глубокие знания археологии как №1 в СНГ и окрестностях.
Получится неплохая иллюстрация российского «освоения» истории Киевской Руси. Особенно было бы интересно увидеть освещение этого освоения в контексте норманнской концепции.
«Пока у нас нет средств заставить звучать трипольский язык.»
Ну, как же нет. Берём трипольский горшок и орём в него. Эхо отзовётся по-трипольски!)
О времена! О нравы!
Grizko
Мне нет надобности разбирать тезис Рыбакова о полуторатысячелетии матери русских городов, потому что это уже сделано. Почитайте мою биографию Б. А. Рыбакова в «Истории российской археологии». «Политзлободневность» критик уловил неправильно: я ведь отмечаю, что в российскому быту находим то же самое. О том же можно посмотреть на сайте «Генофонд.рф»: мои статьи о дилетантизме — как украинском, так и российском.
Вообще-то у меня совсем другое предложение автору (не о Киеве, а об официальной российской версии длительности существования России). Автор также же заметил критику, там где ее нет.
С неизменным уважением,
Грицько.
брагуи — прото-кельты
Лев Самуилович,а как же мнение о происхождении трипольской культуры с Ближнего Востока?Вероятно и язык их оттуда…Или всё это «вилами на воде писано»?
Среди слов, которые автор гипотезы относит к трипольским, есть такие, индоевропейское происхождение которых очевидно просто эрудированному человеку. Напр., борвiй — явно борей, греческое заимствование, кобыла родственна лат. caballus, откуда, в итоге, «кавалерия», голубь — лат. columba, в современных романских языках похоже. А «батька, батя», видимо, в родстве с германскими словами, напр, father. Фасмер даст больше результатов.
Совсем какой-то невежественный профессор.
Альберту
У нас нет версии о происхождении трипольской культуры с Ближнего Востока. Трипольская культура прибыла на территорию нынешней Украины с территории нынешней Румынии, где она называлась культурой Кукутени. Там она сформировалась из населения нескольких других культур, а уж те значительно раньше возникли под воздействием миграции с территории нынешней Турции. Вполне возможно, что мигранты принесли с собой свой язык, который скорее всего (но это тоже не доказано) принадлежал к большой семье языков, в которые входили северокавказские, хурритский, язык хаттов и др. Но стал ли он языком нового формирования в Европе или местные традиции оказались сильнее, мы не знаем. И далее, в какой мере язык трипольцев был близок к этому языку, а в какой — продолжал местную языковую традицию (от местных неолитических культур, дотрипольских), решить пока практически невозможно.
Опираться на то, чья материальная культура возобладала, бесполезно: язык мог подчиняться одним веяниям, культура — другим. И ни то, ни другое не обязательно совпадает с преемственностью по третьей линии — антропологической и генетической, выраженной в геноме и гаплогруппах.
Взгляните окрест себя. Мы пользуемся материальной культурой европейской и американской, где бы эти вещи ни были произведены — в Европе, Китае или в России. Дома, пища, медицина, транспорт, костюм, церковь и литургия (греческая), компьютеры, телефоны, балет… А язык остается русским и население физически остается прежним.
«Вполне возможно, что мигранты принесли с собой свой язык, который скорее всего (но это тоже не доказано) принадлежал к большой семье языков, в которые входили северокавказские, хурритский, язык хаттов и др.»
Если нет следов языкового распространения (топонимика, например), ведущих на Кавказ и в Переднюю Азию или наоборот, то как это можно доказать?
Вот, например, в Америках вымерло чуть не несколько сотен языков, от которых почти ничего неизвестно, то есть, их классификация, возможно, что невозможна, и никого это не удивляет. А в древней Европе, к примеру, получается, что пытаются натянуть все культуры на известные языковые таксоны? Что если в доиндоевропейской Европе (скажем так, за неимением лучшего определения) было какое-то число неизвестных языковых семей? Где языковая ситуация неизвестна, то может лучше не придумывать, а оставить неизвестным?
Все верно. Но есть вопрос. Даже два. Язык остается русским — когда он стал таковым? Давно ли? И второе — что значит, население осталось физически прежним? Каким?
Юрий, по-моему, на второй Ваш вопрос очень хорошо отвечено вот здесь-http://historylib.org/historybooks/E-V—Balanovskaya—O-P—Balanovskiy_Russkiy-genofond-na-Russkoy-ravnine/…
Грицько.
Микешинский памятник тысячелетия России в Новгороде был открыт в 1862 году и приурочен к тысячелетию «призвания варягов», как основанию империи Рюриковичей. И это было верно, поскольку это было первое государственное объединение восточнославянского населения и ряда соседних народностей. Россия стала царством значительно позже, а империей (официально) еще позже. Но ее вера в свое тысячелетие (выявленная еще в царское время) покоилось на ее притязаниях на преемственность от Киевской Руси, для которых известные основания имелись.
Имелись и различия, имеются и другие претенденты на преемственность. Это Литовское княжество, владевшее несколько веков белорусскими и украинскими землями, и Украина, государство новейшего времени, имеющее ту же старую столицу — Киев. Но утверждению их преемственности препятствуют огромные разрывы во времени, что не мешает (в украинском случае) их идеологической самоидентификации как преемников.
Споры об этом представляются мне неплодотворными — это как решать, кто государственный человек, достойный увековечения на памятнике тысячелетия, а кто нет. А такие споры велись. В результате их Ивана Грозного вычеркнули, ну это хоть понятно, за что; Тараса Шевченко вычеркнули — это понятно, почему; а адмирала Ушакова — за что? Великих зодчих Баженова и других — почему?
Поэтому, уважаемый Грицько, ввязываться в споры, сколько лет России, я не хочу. Всё зависит от того, как считать. Можно числить тысячу лет, можно шестьсот, можно триста, в раннесоветское время модно было числить несколько десятилетий, тем и гордились. Соединенным Штатам всего около 240 лет. Это их как-то унижает и ослабляет?
Спасибо за неопределенный ответ на мой конкретный вопрос. Слишком многое в современной России завязано на мифе о ее тысячелетней истории. Я Вас понимаю.