Петер Беренс, предвестник современного дизайна

Ревекка Фрумкина
Ревекка Фрумкина

Немецкий архитектор Петер Беренс (1868–1940) считается основателем промышленного дизайна и промышленной архитектуры.

Петер Беренс. Портрет работы Макса Либермана
Петер Беренс. Портрет работы
Макса Либермана

И в самом деле: этапы его творческой эволюции в такой степени отражают историю одной из магистральных линий европейского искусства, как если бы высшие силы позаботились о поучительном примере для потомков. Выходец из состоятельной гамбургской семьи, Беренс учился в лучших художественных школах того времени — в Карслруэ, Мюнхене и Дюссельдорфе. Начинал он как художник-прикладник и книжный график и оставил нам замечательные образцы мюнхенского югенд-стиля — это не только книжные иллюстрации, но и дизайн. Беренс был одним из основателей мюнхенской сецессии (1892), а потом и Мюнхенских объединенных художественных мастерских (1898). В эти годы он работал как книжный график и активно участвовал в дизайне берлинского художественного журнала «Пан».

Дом Беренса в Дармштадской колонии
Дом Беренса в Дармштадской колонии

В 1899 году по приглашению герцога Гессенского Беренс присоединился к Дармштадской колонии художников, где спроектировал дом для своей семьи. Он же разработал дизайн интерьеров этого дома, включая мебель и все предметы быта, вплоть до фарфора и столовых приборов. Биографы Беренса полагают, что именно тогда он ощутил архитектуру как свое безусловное призвание.

В 1901–1907 годах Беренс преподавал, а затем и руководил Дюссельдорфской школой прикладного искусства. В 1907 году крупная промышленная корпорация AEG (Allgemeine Elektricitäts-Gesellschaft) пригласила Беренса в качестве главного дизайнера.

Электрочайник по заказу AEG
Электрочайник по заказу AEG

Беренс считается пионером современного дизайна потому, что он изначально трактовал свои задачи как качественно иные, нежели задачи привнесения формы в уже готовое изделие — будь то часы, осветительный прибор или логотип. Промышленный дизайн, согласно Беренсу, имел свои законы. Неудивительно, что художник с его опытом и вкусом создал эффектные и лаконичные товарные знаки, уличные часы, вентиляторы и электрочайники, от которых нынешние почти не отличаются, и многое другое.

Удивительно, однако, что Беренс сумел «без потерь» перейти от дизайна к созданию больших зданий промышленного назначенияпричем не «выдавая» их за что-либо иное. Построенный по его проекту цех по производству турбин (1908-1909) вошел во все учебные пособия по промышленной архитектуре.

Цех для производства турбин, интерьер
Цех для производства турбин, интерьер

Беренс никогда не был штатным служащим AEG, оставаясь с 1907 по 1912 год консультантом. Именно в эти годы среди его учеников и сотрудников мы видим тех, кто определил ближайшее будущее архитектуры, — это Мис ван дер Роэ, Адольф Мейер, Ле Корбюзье (т. е. Charles Edouard Jeanneret-Gris), Жан Крамер, Вальтер Гропиус (в будущем — первый руководитель Баухауза).

Тостер
Тостер

В 1922 году Беренс начал преподавать в Венской академии строительного искусства; в 1936-м стал руководителем архитектурного отделения Прусской академии искусств в Берлине. Нацистские власти не имели прямых причин отстранять Беренса от работы; к тому же он давно был мировой знаменитостью. Умер Беренс в 1940 году.

Бытовые предметы, когда-то созданные Беренсом, до сих пор тиражируются — так, у меня есть два чайника разработанной им формы, а мой тостер модели Беренса пережил Вторую мировую войну.

2 комментария

  1. Великолепно. Все таки талант Петера Беренса наяву. Жаль что молодости незнали таких выдаюшийся личностей
    как Петер Беренс. Это великая школа архитектуры , дизайна и прикладного искусства .

  2. Спасибо что создали такой замечательный сайт. Это мне по душу . Материалы прекрасные .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: