Загадка тохаров и чемурчеки

 189-0069

«Рыжебородые, как обезьяны»

Лев Клейн
Лев Клейн

Индоевропейская семья языков и, соответственно, народов была выявлена к началу XIХ века. Уже тогда стало ясно, что языки от санскрита до английского или испанского, включая греческий и славянские, родственны и происходят от одного праязыка, существовавшего давно. А на рубеже XIX и XX веков при раскопках в Турции были найдены таблички с клинописью, которую чех Грозный расшифровал, — это оказался язык хеттов, тоже родственный индоевропейским, но и сильно отличающийся от них.

Тогда же на северо-западе Китая, в Синьцзяне, были обнаружены таблички с индийской письменностью VI–VIII веков н.э., то есть времени перед образованием (далеко на западе) Киевской Руси; но язык был не индийский. Индийцы звали этот народ тохарами. Эти таблички тоже удалось расшифровать. Язык, точнее, два или три близкородственных языка оказались индоевропейскими, отличающимися от всех остальных (как и хеттский, но в меньшей степени).

То есть если считать, что хеттский отделился от индоевропейского корня раньше всех, то следующими оказались тохары. Значит, произошло это очень давно. Но тохарами их называли индийцы, и термин прижился в науке. Уйгуры называли их туграми; сами себя они именовали по городам, где расселились к моменту создания надписей, — арчи и кучан; тюрки звали их кюсян. Средневековые китайцы, которые знали царство Тухоло (Тохар) в Средней Азии, тоже не называли этот народ тохарами, но — то ли усунями, то ли юечжами, то ли как-то еще. Некоторые исследователи связывают их с кушанами, создавшими в Средневековье империю в Средней Азии и Северной Индии.

189-0068

Интересен этот народ своей удаленностью на восток, несмотря на родство с индоевропейцами. С этим согласуется то, что в окрестностях городов, где зафиксированы тохарские языки, в бассейне реки Тарим, обнаружены разновременные могильники, в которых естественно мумифицированные трупы — совершенно европеоидного облика. А усуней средневековые китайцы описывают как «людей с голубыми (зелеными) глазами и рыжими бородами, похожих на обезьян», с непривычным волосатым телом, т. е. уродливых, по китайским представлениям.

Язык и культура

Видимо, и греки эпохи Птолемея (ок. 200 года до н.э.) вели Шелковый путь именно от тохаров, называя их серами (от слова шелк). Цейлонские послы к грекам описывали серов как рослых, голубоглазых и рыжеволосых. Вообще, китайцы сообщали об обилии европеоидных народов на своей северной границе, что давно отмечено русскими исследователями. В китайском языке лингвисты выделяют группы слов, заимствованных от этих северян. Такие слова, как мак (лошадь), нган (гусь), лак из клак (молочный продукт) явно европейского происхождения — ср. ирл. марк (лошадь), нем. ганс и слав. гонсь (гусь), греч. галактон, лат. лак, готск. клак (молоко), — но в тохарских отсутствуют. А вот названия собаки (хьн из киуен; ср. слав. щен, лат. канис) и меда (миет) имеют тохарские источники (квем, мит).

В культуре и мифологии Китая и Дальнего Востока также есть европейский вклад: колесница, трехглазые боги, элементы образа дракона.

Загадочность тохар заключается прежде всего в их связи с индоевропейцами. Ведь на протяжении истории Великое переселение народов шло с востока на запад, по степной полосе — из Азии в Европу. А тут всё наоборот: народ европейского типа в глубинах Азии! Загадочность также в том, что до сих пор не удавалось найти археологическую культуру, подходящую на роль той предковой культуры, которая, отделившись от индоевропейского ствола, продвинулась далеко на восток в Северный Китай и, не вступая в контакты с индоиранским населением степей, много позже дала начало тохарским народам.

Одни считали предковой афанасьевскую культуру бронзового века в курганах Алтая и Минусинских степей в верховьях Енисея (III тыс. до н.э.); но она в тысяче километров севернее бассейна Тарима, близкородственна ямной культуре и, скорее всего, ираноязычна. Другие (в частности, я) уповали на более позднюю карасукскую, связывая ее с фатьяновской культурой Верхнего Поволжья. Но следов ее нет в бассейне Тарима, и с индоевропейцами ее трудно связать. Да и сами праиндоевропейцы не обрели надежного пристанища. Очаг происхождения индоевропейцев помещают то в Центральную Европу, то в Турцию и Закавказье, то в степи России и Украины, то в Индию… Куда же помещать ту территорию, где тохары от индоевропейского ствола отделились?

Депутат Ковалёв

А. Ковалев ведет заседание Ленсовета (1990 год)
А. Ковалев ведет заседание Ленсовета (1990 год)

Здесь я должен рассказать об одном очень необычном депутате Петербургского законодательного собрания. Алексей Ковалёв является депутатом с первых демократических выборов в Ленсовет — с 1990 года. С юного возраста был трибуном и организатором. В 1982 году развернул общеуниверситетскую дискуссию о ликвидации комсомола, за что чуть было не вылетел с истфака. В 1986–1988 годах его группа «Спасение» собирала первые в городе митинги в защиту исторических зданий. Его выбирают в горсовет снова и снова. И представьте, он не имеет ни усадьбы, ни дачи, ни машины, ни ученой степени (хотя ему-то она очень бы подходила). Ездит на метро и ходит пешком. С жаром отстаивает интересы своих избирателей, разоблачает коррупцию.

Все свои отпуска ежегодно проводит в дальних археологических экспедициях, куда отправляется начальником. Экспедиции трудные. В одной из них погибла его жена. Я хорошо его знаю, потому что он из моих бывших студентов. Китайской археологией увлекался со студенческих лет, выучил китайский, в Китае был уже раз двадцать, понавозил оттуда десятки килограммов китайских книг и ксерокопий. Прозвище «Китаец» за ним закрепилось еще в школьные годы в кружке археологии.

В моем семинаре Алексей был одним из самых ярких студентов. Не во всем он соглашался со мной.Так, мы не совпали во мнениях о происхождении скифов, и должен признать, что он был ближе к истине. Но в одном он поддерживал меня полностью — в вопросе о миграциях.

Великая чемурчекская миграция

Дело в том, что в нашей науке был принят с марровского времени принцип повсеместной автохтонности. Это значит, что всё должно было развиваться на местах, без внешнего воздействия, без миграций, без влияний, самостоятельно, по внутренним законам. Когда академик Марр был посмертно низвергнут, постепенно ограничения на реконструкцию миграций стали сниматься. Сначала вошли в практику реконструкции миграций с нашей территории на соседние, потом — с территорий «стран народной демократии» на нашу территорию, потом и из «капстран». Но оставались невозможными дальние разовые миграции.

В археологии Запада в послевоенное время также вошло в моду отрицать возможность и реальность миграций. И были разработаны дотошные критерии доказанности миграций, по которым даже самые реальные и достоверные миграции оказывались невозможными. Я же на основе этнографии и истории, свидетельствовавших о дальних миграциях ряда народов, считал, что это абсурд, и разрабатывал свои — более реалистичные, на мой взгляд, — критерии доказанности миграций (в брошюре «Археологические признаки миграций» 1973 года, а затем в большой статье 1999 года).

Те принципы, которые я разрабатывал в теории, Ковалёв провел на практике. В экспедициях и поездках в монгольский Алтай он изучал недавно выделенную китайцами и россиянами культуру, названную у нас чемурчекской. Прежде всего, он правильно определил ее возраст (ее считали поздней) — ранний бронзовый век, первая половина III тыс. до н.э. Покойники оказались европеоидами. А главное, за более чем десятилетие Ковалёв обследовал множество памятников этой культуры. В невысоких курганах открылись типичные мегалитические сооружения — расписанные внутри огромные каменные гробницы для коллективных погребений; рядом стояли каменные статуи, в могилах — оригинальные сосуды, каменные и глиняные; а недавно он раскопал святилище, нечто вроде храма. И все эти вещи — абсолютно неизвестных на Востоке типов!

Голова статуи (чемурчекская культура)Вот когда пригодились наши семинарские занятия и обсуждение возможности дальних миграций. Открытый этим возможностям, Ковалёв рассматривал все наличные аналогии своих статуй и мегалитов, невзирая на расстояния. Вот когда пригодились панорамы мировой археологии, которые студенты нашей кафедры получали, в отличие от локальных археологов, археологов-краеведов. Ковалёв увидел ближайшие аналогии каменных гробниц Чемурчека — с многослойными каменными насыпями по периметру склепа — в Западной Франции. В Испании и Южной Франции нашлись точные соответствия росписям чемурчекских гробниц. В долине Роны — статуи, очень похожие на чемурчекские: с выпуклым валиком по контуру лица, с дисковидными глазами, с ожерельями из треугольных флажков-фестонов. Там же, в Южной Франции, в горах Юра, обнаружилась овоидная керамика без выделенного горла, как в Чемурчеке, и с теми же орнаментами. Все европейские аналогии были созданы в конце IV — начале III тыс. до н.э. — лет за двести до появления чемурчеков на Алтае. Алексей Ковалёв пришел к смелому, но вполне логичному выводу: чемурчекская культура пришла на Алтай, в Монголию и Китай из Западной Европы — из Южной Франции. Его большая сенсационная статья об этом в Российском археологическом ежегоднике за 2011 год так и называется: «Великая чемурчекская миграция из Франции на Алтай в начале третьего тысячелетия до н.э.». А что тут удивительного? Вандалы же пришли из Германии в Африку; мадьяры из-за Урала — в Венгрию; а норманны куда только не ходили… За те несколько тысяч лет, что их разделяют, техника передвижения существенно не изменилась.

189-0066

Открытия и диссертации

Ковалёв убежден, что его чемурчеки — это тохары. Если это так, то он открыл больше, чем рассчитывал: ведь если тохары отделились от индоевропейского ствола во Франции, то прародина индоевропейцев находится где-то поблизости — в Европе! Пока открытие Ковалёва остается гипотезой — очень хорошо обоснованной, очень вероятной, но гипотезой. Ведь остается возможность, что чемурчеки не тохары, а кто-то из их европеоидных собратьев на северных границах Китая. (Напоминаю, их немало прибыло туда.) Но тогда тохары где-то рядом.

В 2012 году вышла великолепная книга Ковалёва «Древнейшие статуи Чемурчека и прилегающих территорий», в 2015-м — солидный сборник отчетов о раскопанных в Монголии и Казахастане чемурчекских курганах. Число его научных статей — около сотни. Алексей Ковалёв избран в члены-корреспонденты старейшей археологической научной институции мира — Германского археологического института. Немцы уже оценили эту личность. Вот кто заслуживает ученой степени доктора наук без всякой защиты! Это намек ВАКу, а также ученым советам университетов и академических институтов. Когда у нас сотни и, может быть, тысячи диссертаций докторов, профессоров, депутатов и министров куплены или списаны, только и годятся, что в иллюстративный материал Диссернета, — вот человек, которому некогда сделать положенную диссертацию просто потому, что он делает большую науку. Я думаю, есть в России такие люди.

31 комментарий

  1. Автор статьи и её герой Ковалёв убеждены, что его чемурчеки — это тохары и, что они пришли из Франции. Хотя скорее всего, и тохары и подобные им племена культура которых известна во Франции пришли из приуральских степей откуда происходят и другие индоевропейцы.

    1. Тоже придерживаюсь почти такой же точки зрения — о дивергентном соотношении чемурчекцев и бронзовиков-«французов», вышедших из единого общего Центра — только одни пошли на восток, а другие на запад. В принципе, старая гипотеза индовропеиста М.Гимбутас — т.н. «курганная теория» происхождения индоевропейцев из степей Северного Причерноморья в V-IV тыс. до н.э. — тоже имеет в виду такой ход событий. Но, скорее всего, индоевропейская проблема всё же гораздо более сложная и не похожая на модель библейского Столпотворения, т.к. культурно-археологическими материалами намечается формирование пра-индоевропейской общности на основе трёх главных субстратов: 1) коренной Центральноевропейский субстрат лесных охотников пост-палеолита (эпипалеолита и мезолита), воспринявших комплексный ХКТ ранних земледельцев и животноводов, известный как культурно-историческая общность ЛЛК (археологическая общность ранних неолитических культур линейно-ленточной керамики Центральной Европы, сформировавшаяся в V тыс. до н.э.) — это базовый субстрат — их доля до 60% в строительстве Пра-индоевропейской Общности; 2) пришельцы-культуртрегеры с Ближнего Востока (ранние земледельцы-скотоводы Малой Азии), появившиеся в Центральной Европе в VI тыс. до н.э. из круга балканских ранних неолитических культур расписной керамики, генетически связанного с Ближним Востоком и Малой Азией — 10-15% компонента; 3) чуть позже, в IV тыс. до н.э., на эту симбиотическую смесь «сели» выходцы из степей Восточной Европы (Северное Причерноморье), явившиеся в Центральную Европу как «чистые» скотоводы (воспринявшие ХКТ животноводов, до этого, степные охотники), причём уже приручившие лошадь — 25-30% компонента. Их тройственный микс в Центральной Европе и породил древнейших индоевропейцев. Затем события идут в соответствии с лингвистикой: сначала древнейшие европейцы разделились на (1) западных древнейших индоевропейцев группы «кентум» и (2) восточных древнейших индоевропейцев группы «сатем» , далее разделения-выделения пошли внутри этих больших супер-групп, причём соседние племена «западников» и «восточников», по всей видимости, между собой спокойненько таки смешивались до поры до времени.

  2. Уведомление: Тохары | Вокруг Света
  3. Лев Самуилович,а можно вопрос. С чем связно повторное рассмотрение данной темы? Помнится, примерно год назад этот вопрос уже поднимался при обсуждении темы «Индоевропейская прародина»…

  4. Лев Самуилович, позвольте задать вопросы:

    1) «Одни считали предковой афанасьевскую культуру бронзового века в курганах Алтая и Минусинских степей в верховьях Енисея (III тыс. до н.э.); но она в тысяче километров севернее бассейна Тарима, близкородственна ямной культуре и, скорее всего, ираноязычна. » — значит ли это, что по вашему мнению иранские и индоарийские языки разделились уже в начале III тыс. до н.э. ?

    2) Между Францией и Алтаем всё-таки 6000 километров. Рассматривались ли такие варианты как распространение из какого-то промежуточного, ещё не обнаруженного центра? Проводились ли поиски следов миграции?

    3) Планируется ли сравнительное ДНК-исследование чемурчекцев, населения неолита Франции и прочих групп(ямники, афанасьевцы)?

  5. Ответ Nicky:

    1. Да, считаю, что индоарийские народы отделились от иранских уже к началу III тыс., хотя языки могли разделиться позже.
    2. Шесть тысяч км или три тысячи — вопрос не принципиальный. Была или не была возможна дальняя миграция — вот вопрос. Вандалы совершали такую.
    3. Не только планируется, но и проводится.

    Ответ Альберту.
    Повторное рассмотрение связано с большей детализацией и освещением дополнительных аспектов.

    Сергею Сергееву.
    Разумеется всё с Урала, если Вы придерживаетесь концепции С. А. Григорьева. Но таких изолированных точек зрения много — еще Индия есть, Арктика и т. д. В число основных гипотез происхождения индоевропейцев они пока не включаются.

  6. Лев Самуилович, а когда примерно ожидается публикация результатов? Я понимаю что дело это нескорое, но хотя бы приблизительно?

  7. Лев Самуилович, возможно задать вам несколько вопросов?
    У Вас в иллюстрациях приведен план погребального комплекса чемурчекской культуры. Квадратный кромлех, а внутри обклад самого погребения, который как-бы имеет вход за пределами этого кромлеха. Просматривая книгу Ковалева и статью в российской археологии, мне показалось, что это погребение уникально, остальные не имеют подобного входа к погребенному, обклад вокруг погребенного всегда замкнутый, по центру, и не имеет выхода.
    Среди европейских мегалитических погребений, могу ошибаться, но мне как неспециалисту заметна линия от впечатляющих гробниц из крупного камня с широким выделенным входом к погребенному (погребенным) до уменьшенных более скромных вариантов.
    Есть другая традиция, которая очевидно не связана с западноевропейской, это дольмены Северного Кавказа. От больших отдельно стоящих дольменов с очень характерным входом к их более грубым версиям из небольшого камня. Поздние версии иногда окружены скорее круглой каменной засыпкой, чем кромлехом, но по плану они кажутся более похожими на западноевропейские, чем пока уникальное чемурчекское погребение.
    Лев Самуилович, насколько возможно строить выводы на пока уникальном погребении и не очень четких параллелях? Если начать проводить параллели, не окажется, что в погребальных комплексах Западной Европы и Северного Кавказа будет больше общего, чем между Западной Европой и чемурчекской культурой. Также могут появиться вопросы по поводу весьма неразвитой керамической традиции и антропоморфных камней, все это было распространено во многих районах, хотя, конечно, тут лучше рассуждать специалистам.
    Выводы несомненно очень интересны, но, быть может, они требуют больших доказательств.

    К сожалению, за крайне некорректное поведение на этом сайте был забанен А. Семененко. Хотя на википедии появилась достаточно полная статья о «теории исхода из Индии» https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B8%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%B8%D0%B7_%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B8 , судя по ссылкам в написании которой он принимал участие.

    Можете ли Вы принять эту теорию как маловероятную, но возможную?

    1. Алексей, Лев Самойлович привел только один из типов чемурчекских погребальных сооружений. Такие памятники с коридорами распространены в Восточном Казахстане, мы раскопали 12 курганов. Эти курганы сближаются в французскими (Прованс, Южн Пиренеи) именно коридорами со стенками, слож сухой кладкой, могила при этом в яме. Но коридоры встречаются и в других местах. Другой тип — каменные гробницы, окруженные многослойными насыпями (раскопано уже больше 20, кстати, выявлены и каменные порталы с восточной стороны, имитирующие вход), именно этот аспект их архитектуры опять-таки указывает на связи с Южной Францией. В начале 3 тыс. до н.э. в западном Лангедоке и Провансе бытовали одновременно и те, и эти типы (кроме того, и ряд иных). Такие многослойные насыпи с множественными панцирями, наподобие «луковой шелухи», ОКРУЖАЮЩИЕ гробницу, но не перекрывающие ее, являются абсолютно уникальными — зародившись во Франции около 4700 г. до .н.э., они в небольш количестве встречаются на Британских островах, а в иные местности не заходят. Есть еще много убийственных аналогий. Читайте мою статью из Археологического ежегодника на сайте http://www.archsib.ru/
      По поводу эволюции мегалитических сооружений Вы, к сожалению, сильно заблуждаетесь. Все было гораздо сложнее. Французы и англичане разработали несколько эволюционных схем. Кавказские дольмены стопроцентно входят в круг европейского мегалитизма. Кстати, такие сооружения (очень близкие к кавказским)есть и в Болгарии, и в Турции. Мальтийские храмы тоже построены носителями этой традиции.Кавказские дольмены — довольно позднее явление, в большинстве относятся к периоду около 2500 — 1500 лет до н.э. Мальта (ранний период) — около 3500. Барненез в Бретани — около 4700, дольмены с порталами в Анжу — около 3500. Галерейные гробницы берут начало с 3400-3300. Параллельно на юге распространяются те типы памятников, с которыми мы сравниваем чемурчеков.

      1. Спасибо, за подробный ответ! Каменные гробницы с многослойными насыпями и именно с каменными порталами из Вост. Казахстана не заметил, но, думаю, это вопрос времени. Доля сомнения, конечно, остается из-за некоторой необычности и новизны идеи. Но, может быть, это связано с непониманием развития ранних погребальных комплексов у пока просто интересующегося человека.

  8. Известно, что на рубеже 3-2 тыс. до н.э. формируется Евразийская металлургическая провинция.Могли ли мигранты с запада, создавшие чемурчекскую культуру, принять участие в формировании этой металлургической провинции? И кем они могли быть:скотоводами, земледельцами, металлургами…?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: