Запретить оформлять трудовые договора с научными и научно-педагогическими работниками менее чем на 0,5 ставки при отсутствии у них иных трудовых договоров. Использовать списочную численность работников при исчислении среднемесячной заработной платы

На сайте «Российская общественная инициатива» [1] опубликована инициатива, направленная на борьбу с переводом научных сотрудников на дробные ставки. Приводим ее текст.

Согласно п. 5 Указа Президента России № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 7 мая 2012 года средняя заработная плата врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников с 2018 года должна составлять не менее 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе.

На практике указ президента в научных учреждениях и высших учебных заведениях исполняется лишь формально. Повсеместно распространенным является добровольно-принудительное оформление работников на дробные ставки от 0,1 до 0,5 от целой величины в зависимости от региона. При этом зачастую даже при оформлении на долю ставки работник исполняет трудовые обязанности полный рабочий день из-за отсутствия у него других трудовых отношений, причем чем менее работник защищен вследствие молодого или пожилого возраста, тем более он подвержен влиянию работодателя и ущемлению в трудовых правах. Смысл манипуляций работодателей со ставками заключатся в том, что при исчислении средней заработной платы реальная заработная плата работника нормируется на долю занимаемой им ставки. Иными словами, работник, оформленный на 0,1 ставки и получающий заработную плату 20 тыс. руб., превращается на бумаге в работника с десятикратно более высокой заработной платой в 200 тыс. руб. С каждым годом доля таких работников возрастает, часто они уже составляют большинство, и благодаря им дирекции и ректораты научных и высших учебных заведений успешно отчитываются в Минобрнауки об исполнении указа президента. При этом данная практика оформления работников на дробные ставки при отсутствии у них других мест работы (в том числе оформление на условиях внешнего совместительства, даже несмотря на формальное отсутствие основного места работы) является законной, несмотря на противоречие духу Конституции России и ее Трудового кодекса в части права граждан на труд, а также духу указа президента. В результате происходит разочарование молодых научных и педагогических кадров в государственной научной и социальной политике, приводящее к их оттоку из научных и высших учебных заведений, что наносит системный вред сфере науки и технологий России, угрожая ее безопасности.

Кроме этого, согласно Трудовому кодексу России должен существовать предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей государственных учреждений и среднемесячной заработной платы их работников (ст. 145 ТК РФ), установленный в кратности 8 для учреждений науки и высшего образования (Приказ Минобрнауки России от 02.10.2018 № 44н). При расчете среднемесячной заработной платы работников фонд оплаты труда этих работников делится на их среднесписочную численность, в которую работники включаются пропорционально отработанному времени, т. е. занимаемой доле ставки (согласно Указаниям, утвержденным приказом Росстата от 27.11.2019 № 711). Иными словами, если оформить всех работников на 0,1 ставки, то заработная плата руководителей учреждений и их заместителей может быть в 80 (а не 8) раз выше, чем заработная плата работников, реально получаемая ими на руки. Руководители научных и образовательных учреждений (как и других организаций государственного сектора) естественным образом заинтересованы в переводе сотрудников на дробные ставки, поскольку это не только позволяет формально выполнять указ президента и отчитываться перед Минобрнауки, но и приносит им личную финансовую выгоду в плане возможности направлять поступающие бюджетные средства на собственное обогащение, а не заработную плату подчиненных работников. Существующее положение вещей использования среднесписочной численности работников при исчислении среднемесячной заработной платы, используемой в законодательных актах и последующем мониторинге их исполнения, противоречит духу Трудового кодекса России, поскольку является дискриминационным в части установления и изменений условий оплаты труда и служит нарушению трудовых прав рядовых работников бюджетных учреждений и росту социальной напряженности.

Практический результат

Повышение защищенности работников бюджетных организаций (в том числе научных и научно-педагогических кадров) от произвола со стороны работодателей, рост престижа профессии ученого и преподавателя, приток и закрепление молодых кадров в науке и образовании.

Решение

Установить законодательно, что продолжительность рабочего времени научных и научно-педагогических работников не может быть менее 20 часов в неделю при отсутствии у работника работы по совместительству.

Установить законодательно, что научные и научно-педагогические работники не могут быть приняты на работу по совместительству при отсутствии у них основного места работы.

Установить законодательно использование списочной численности работников (а не среднесписочной) при исчислении среднемесячной заработной платы, поскольку в списочной численности работники, принятые на работу на неполное рабочее время, а также принятые на половину ставки (оклада) в соответствии с трудовым договором или штатным расписанием, учитываются за каждый календарный день как целые единицы (внешние заместители при этом в расчет не принимаются).

1. roi.ru/87479

33 комментария

  1. Э…простите, а деньги откуда брать, не подскажете? Нда уж. Это для того, чтоб опять часть научных сотрудников без работы вовсе?

  2. Практический результат будет в массовых увольнениях. Это должно было состояться еще после указа о 200%. Потому что денег на такие зарплаты просто не было и нет. Но большинство директоров постарались как-то сотрудников сберечь.

    А может это и к лучшему? Лично мне будет гораздо проще. Нельзя и все тут. Всем привет, все свободны.

    «Установить законодательно, что научные и научно-педагогические работники не могут быть приняты на работу по совместительству при отсутствии у них основного места работы.»

    Это вообще что-то странное. Внешние совместители очень невыгодны. Их зарплаты в 200% не входят. То есть затраты на внешних совместителей очень и очень мешают выполнять 200%.

      1. Те, кто реально работает, часто смотрят иначе. Зарплату ведь они продолжают получать полную. Со всеми надбавками. У нас, во всяком случае.
        Только нет формальных требований 8 часового рабочего дня. Просто у нас НЕТ денег платить по 200% исходя из полных ставок.

        1. Так понятно, что денег нет. Но вы, как говорится, держитесь. С другой стороны, денег нет, а зарплату они все равно получают. Бартером что ли? Или дерекция услуги какие оказывает в счет ЗП?
          Но в целом, в этом и смысл, чтобы создать безвыходную ситуацию, а потом карать за неисполнение. Типично гопно-кгбшный подход.
          Если вы будете выкручиваться, то формально, вы разрушаете обратную связь, сообщаете системе, что все в порядке, мы выкрутились, беспокоиться не нужно. Ну ок. Дирекцию на 0,5 ставки тоже перевели? Или вы там все на 0,125, а остальное в ГНСах? Завлабов то упразднили в связи с внеплановым обострением величия.
          Лично я пришел к пониманию, что человек отличается от других млекопитающих тем, что не приспосабливается, а приспосабливает окружающее пространство. Как говорил, Ницше, лишь в попытке стать сверх человеком, можно стать человеком просто.

          По сути, этот институт — это модель всей роснауки в миниатюре. Ну лопнул фурункул в форме усадьбы, ну бывает, наложат повязку в виде очередного ЖК. Будет лучше чем было!

          1. Денег нет платить 200%. Их примерно столько же, сколько и было. То есть в полтора-два раза (зависит от конторы) меньше, чем надо. Средняя ЗП — это числитель на знаменатель. Если нельзя увеличить числитель (денег не хватает), надо уменьшать знаменатель. Либо массовые увольнения, либо всякие штуки со ставками. Тут уж каждый как может и хочет.

            Лично мы постарались сделать так, чтобы реальные деньги у всех не поменялись с переходом на 200%. То есть человек переходит (например) на 0.5, но вторые 0.5 получает в виде надбавки. Это делается допсоглашением к трудовому договору, которое (!!!) сотрудник может аннулировать и вернутся на полную ставку.
            Завлабов перевели в ГНС, чтобы они могли получать как и прежде свою зарплату с надбавками. Дополнительные деньги, какие есть, вливаем в систему ПРНД.

            «Но в целом, в этом и смысл, чтобы создать безвыходную ситуацию, а потом карать за неисполнение.»

            С этим совершенно согласен.

    1. …А может это и к лучшему? Лично мне будет гораздо проще. Нельзя и все тут. Всем привет, все свободны.

      А как будете агнцев от козлищ отделять? Замдиректорствовать над кем будете?

      1. «Проще» это так, фигура речи. Разумеется, это в реале будет катастрофа для коллектива. Искренне надеюсь, что в оставшиеся 4 года моего замдирства этого не случится.

          1. Это про мою дальнейшую работу? Останусь просто завлабом. Или ГНСом. Я, в общем, неплохой исследователь. 10 лет административной работы по самое некуда хватает. Если задержаться дольше, потом из этой трясины не выбраться вообще. И придется цепляться за административную должность до конца. Я такое видел. Жалкое зрелище.

  3. «…должна составлять не менее 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе.»

    Почему зарплаты научных сотрудников в организациях Минобрнауки должны отличаться между собой по регионам? Что, наша работа по публикации статьи в Ку1 в 2 раза меньше требует труда, чем в Москве? А как же Трудовой Кодекс РФ?

    1. Вам объясняют, что в регионах жить не нужно, нужно жить в Москве. А вы все как прикипели к своей вечной мерзлоте, икре и комарам с кулак. Ну хочется, пожалуйста, только за свой счет. А как же Трудовой кодекс? А так же как и конституция. По просьбам трудящихся носит рекомендательный характер.

      1. Вечная мерзлота, пауты с кулак, физический труд без икры повышают накал дискуссии о роли ликвидированной Академии и законодательства в развитии науки. Но эти блага обеспечиваются по традиции не за свой счет, а бюджетом.

    2. Вы, по-моему, сознательно смешиваете понятия. Плата за публикации в журналах Ку-1 никак не связана с вашей зарплатой. Это надбавка, которая зависит, если не ошибаюсь, только от категории вашего института. По крайней мере, в РАН

      1. Зарплата по базовому финансированию зависит от публикаций. Оклад по ставке связаны со статьями опосредовано. Больший балл за Ку-1 — выше доля занимаемой ставки по срочному контракту и сама должность. Надбавки за статьи определяются долей базовых бюджетных средств, направляемых дирекцией института в фонд зарплат.

      2. Неверно. Совсем. Каждый институт сам создает систему оплаты труда. В рамках бюджета и трудового кодекса.

        Понятие зарплаты включает все надбавки и премии. Не путайте зарплату с окладом.

        1. Спасибо, но я вроде-бы и писал, что это вещи разные. В этом был главный пафос.

        2. К вопросу о зарплатах и окладах…
          До «Майских указов» в нашем ВУЗе многие научные работники (НР), работающие в НИИ преподавали по совместительству на факультетах. И наоборот, ППС работали в НИИ… В итоге все работали на более чем 1 ставку (в основном, на 1,25-1,5). В итоге оклад получался не то что бы хороший, но жить можно (ну и никак не 200% от средней по региону). Всяческие стимулирующие выплаты, премии и прочие «плюшки» у нас, конечно есть, но на столько редкие и незначительные, что на них никто не обращает внимание. Даже система «рейтингов» НПР не стимулирует ничего.
          После «Майских указов» у нас отменили внутреннее совместительство. И НР за преподавание стали платить в виде «стимулирующих выплат» (и то не всегда).
          Итог: фактически НР, преподающие на факультетах, работают на более чем 1 ставки, получают оклад менее чем 200% (даже менее чем 100% от средней или = 100% средней по региону (это в.н.с. и доценты; н.с., с.н.с., преподаватели — 50% от средней, г.н.с. и профессора — где-то 150% от средней по региону).
          И с учетом внутреннего совместительства (которое теперь не совместительство, а оформляется как стим.выплаты) — все равно не получается 200% от средней по региону.

  4. ДоговорА, значить… Совсем околхозились российские ученые. А вы думали церквушки в МИФИ без последствий будут?

    1. Объясняю. Договоры — это серьёзно, например Договор о нераспространении ядерного оружия. А бывают договора, исчисляемые по правилу Лопиталя: никакие деньги за никакую работу, например договора с РФФИ

  5. Запретить оформлять ТД менее чем на 0,5 ставки в отсутствии иной работы — конечно можно и нужно… Но вот как быть с возрастными сотрудниками? Не знаю, как в других ВУЗах и НИИ — у нас есть небольшой (очень небольшой) контингент ученых, которые в силу возраста и состояния здоровья не могут работать даже на 0,5 ставки. А вот на 0,1-0,25 — вполне себе и очень плодотворно. Тем более — что ясный ум, опыт и непревзойденный профессионализм таких сотрудников очень ценен для НИИ.
    При чем в рамках одного НИИ таких сотрудников — считанные единицы (и то не каждый год и не у всех), но если «поскрести» по всей стране — наберется не одна сотня.
    А вот проблема с краткосрочными договорами — это проблема. У нас принята практика оформлять всех на год. Молодежь, заканчивая аспирантуру бежит из ВУЗа, только пятки сверкают. Максимальный срок контракта — 4 года (и это большая редкость). В НИИ — на год… Максимум на 3 года…
    Вот что с этим делать? Каждый год собирать пачки документов на конкурсы на замещение должности — это издевательство и после пары-тройки таких конкурсов — все молодые и активные драпают. А что — зарплата не очень, у нас менеджер в «5чке» получает больше чем научный сотрудник или преподаватель (кандидат, между прочим, наук), ипотеку не взять — стаж каждый год на 2 летних месяца прерывается… Звание доцента или профессора — не получить (стаж прерывается), да и не понятно, зачем это звание теперь… Рейтинг НПР — ничего финансово не стимулирует… И смысл его не ясен…

    1. Очередной глас вопиющего в пустыне интернета… В феврале этого года был вопль Анастасии Проскуриной на совете у Президента про зарплаты. Чем закончились все поручения, проверки и прочая дребедень? Тихим шелестом бумаг из вашей «пачки документов» и напоминанием «рабочего — русофоба» про вековую тему изучения «вечной мерзлоты». Но гласить надо, легче на душе некоторое время. Глядишь и сольются одинокие звуки в голос труб иерихонских… Елена, извините мою иронию.

      1. У меня появилась плодотворная дебютная идея: Не написать ли коллективное письмо ученых с предложением удвоить зарплату президенту? Без дополнительных расходов для казны, посредством перевода на полставки.

          1. Нет, ну, не надо излишней жестокости. Все-таки, человек в Москве живет.

            1. Пусть так. Но на двух докторов — премьера и министра финансов распространить действие указа?

                1. Дьявол в деталях. По мне эту идею приложить ко всем докторам и кандидатам на административных должностях в госаппарате. Представляете, как уменьшиться число защит?

                  1. Дык весь пафос моего выступления именно в том, чтобы сделать как-то ненужными ученые степени для разного рода администраторов и чиновников государственных. Ведь именно ученая братия, не правительство, создала идиотскую ситуацию, когда для заведования чем-то в научном или образовательном учреждении непременно нужна ученая степень. Вот «энергичные люди» и исхитряются… А их же за это и клеймит прогрессивная научная общественность. Которая часто имеет с этого в ученых советах диссертационных немножко масла на бутерброд.

                    А касательно повышения зарплат посредством деления ставок, так у нас в институте доктора наук почтенных лет вообще на одну десятую ставки посадили. Жизнь — она разнообразнее любых фантазий.

                    1. Согласен. И про жизнь тоже. В нашем коллективе молодых 30-ти летних кандидатов на одной десятой бюджетной ставки держат, они внешние финансы получают, РНФ к примеру.

  6. Это бредовая инициатива. У нас пока все же трудовое право — часть гражданского и есть понятие свободы договора. Например, мне неудобно работать по разным причинам завлабом на 0,5 ставки и я работаю завлабом на 0,4. Это мой личный выбор, мое и работодателя волеизъявление, так скажем. У разного рода госслужащих такого рода ограничения еще имеют смысл, но у обычных наемных работников это будет неоправданным вмешательством государства в отношения двух независимых сторон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: