Дорогой друг!
Хотела написать вам «и тут я взяла в руки „Истории страны Рембрандта“ Ольги Тилкес» (М.: Новое литературное обозрение, 2018) — и самой стало смешно, ибо как раз это с данной книгой не удастся сделать — если понимать выражение взять в руки буквально. На моих домашних весах стрелка показала более двух кг… Впрочем, мои «претензии» к оформлению издания этим исчерпываются.
Композиция книги Ольги Тилкес довольно прихотлива, и это сделано явно намеренно — так что заранее устройтесь поудобнее, полистайте книгу и решите, о чем именно вы хотели бы прочитать.
Итак, если вас интересует государственная и военная история соответствующих территорий, то этому посвящены первые 360 стр. книги, а если вы хотите узнать побольше о том, чем болели и как лечились современники Рембрандта, то сразу открывайте раздел об «Уроке анатомии».
Книга Ольги Тилкес интересна, среди прочего, еще и тем, что в ней изобилие иллюстративного материала не подавляет читателя, а (неявным образом) служит введением в неисчерпаемые объемы написанного «старыми мастерами» — прежде всего, «голландцами».
Стратегия изложения, которой придерживается автор, не сразу воспринимается как следствие обдуманного выбора, но, изрядно полистав книгу, вы этот выбор поймете и оцените — кому-то он придется по душе, иной же читатель сочтет книгу слишком «пестрой» по тематике и усложненной с точки зрения композиции.
Впрочем, не зря поэт сказал: «Душа обязана трудиться»…
Мне особенно интересно было прочитать о том, как в зависимости от политического климата менялось «место» Рембрандта в национально-государственном пантеоне искусства европейских стран.
Подробно рассказана и невеселая история экспозиции «Ночного дозора», который в Голландии традиционно считается не только «главной» картиной Рембрандта, но своего рода эталонным воплощением духа голландской живописи.
Замечательно интересны отдельные главы, посвященные современникам Рембрандта, чьи портреты он писал. Таков, например, очерк «Превосходный во всех отношениях Ян Сикс» — подробное жизнеописание Яна Сикса с реконструкцией возможного маршрута его grand tour, его семейного и дружеского круга, его интересов как коллекционера. Его «стиля жизни», наконец.
Подобные экскурсы позволяют нам «погружаться» в картины и офорты выдающегося художника, ощутить тот уникальный культурный слой, который необходим для понимания духа эпохи Рембрандта, равно как и иных великих и «малых» голландцев.
И не пытайтесь, друг мой, обойтись без созерцания «картинок» — я-то помню Вашу стратегию «пока только текст» — именно для Вас и подобных Вам чемпионов скорочтения значительная часть страниц этой книги совмещает текст с иллюстрациями, размещенными как бы на полях.
Жду Ваши впечатления.
Р. Ф.
См. также лекцию Ольги Тилкес. Истории страны Рембрандта (2018) https://vimeo.com/268547596
Аннотация к книге: «Истории страны Рембрандта» — это история становления Республики Соединенных провинций, рассказанная через жизнь людей, запечатленных великим голландским художником. Автор увлекательно рассказывает о политической и религиозной борьбе, о спорах по вопросу о предопределении, о торговле с врагом, о браках сыновей штатгальтеров с английскими принцессами и англо-голландских войнах. Узнает читатель и о различных аспектах обыденной жизни: чем болели и как лечились голландцы, кто и чему учился в университете, как проходила процедура избрания в городской совет, где путешествовали и чем интересовались голландские туристы. Он познакомится также с портретами Рембрандта, хранящимися в западных коллекциях и потому менее известными, чем картины художника в музеях России.
Ольга Тилкес (1955) — доктор филологических наук, долгое время преподавала в Университете Амстердама, автор статей, переводчик.
Подробнее о книге см. nlobooks.ru/books/otdelnye_izdaniya/19953/