Про стариков и старух

Александр Мещеряков
Александр Мещеряков

Между прочим, в средневековой Японии не существовало культа молодости — его заменял культ старости. Никто не говорил, что быть молодым лучше, чем старым. Молодой ищет себя, он всегда на побегушках. А старик уже всем всё доказал, все его уважают, родственники заботятся о нем. Чего еще пожелать? В той Японии человек добровольно уходил от дел, когда ему исполнялось лет пятьдесят, и занимался тем, к чему лежит душа. Люди поинтеллигентнее читали, писали, рисовали, музицировали, беседовали с друзьями. В общем, наслаждались жизнью.

Кайбара Экикэн написал книжечку «Поучение в радости», когда ему был 81 год, когда его кожа давно покрылась старческой рябью. Это случилось в восемнадцатом веке. В этой книге он учил находить усладу на закате жизни. Твори доб­рое, читай хорошие книги, любуйся природой, изредка выпивай… Все эти радости не требуют богатства и доступны в любом возрасте. Если, конечно, в молодости ты следил за своим телом и не предавался излишествам.

Проза Кайбары напитана поэзией. «Вино — это чудный дар Неба. Если немного выпить, сердце твое раскроется, печали уйдут, дух воспарит, придет бодрость, кровь побежит веселее. Ты сможешь разделить веселье с людьми, и будет тебе в том большая подмога в радости». Или вот о чтении: «Если посчастливилось собрать много книг на полке, то как можно назвать тебя бедняком? Ведь у тебя настоящее богатство, которое не променяешь на корзину со златом. Разговаривать с добрым другом о Пути, вместе с ним радоваться луне и цветам, пребывать в прославленных местах и чудных пределах, наслаждаться там непревзойденными видами — вот это и называется чистым счастьем. Если удалось тебе заполучить его — знай огромность этого счастья, которому не бывать у спесивого богача».

Кайбара Экикэн был счастливым человеком. В конце жизни он подписывал свои книги и письма так: «Радостный старик». Он прошел длинный путь, но не стремился прожить дольше, чем ему было положено.

***

Александр Александрович Конюс был доктором экономических наук, воевал в Первую мировую войну, заслужил Георгиевский крест, получил сквозное ранение, пережил и Гражданскую войну, и сталинские чистки, и Вторую мировую, понимал цену вещам и людям, ходил в рванье. От прожитых лет у него топорщились пальцы на ногах, и он для их удобства делал на ботинках прорези. В таких вот ботиночках он приглашал в консерваторию дам и пользовался у них успехом.

Наше знакомство с А.А. случилось в подмосковной Зосимовой Пустыни. Он находился в этот момент в опоясанном лесом пруду, а я — на его берегу. А.А. стоял по пояс в воде бесконечно долго. Мне казалось, что он просто никак не решится броситься в холодную воду. На мои язвительные вопросы о причинах такой нерешительности А.А. только смущенно хмыкал. Наконец ему надоели мои глупые реплики и он произнес: «Когда долго стоишь на одном месте, рыбки привыкают к тебе и начинают касаться ног. Это немного щекотно и очень приятно». А.А. было в это время 76 лет.

Мне больше не повезло встретить второго такого человека, которому в столь почтенном возрасте было бы интересно играть с прудовыми рыбками. Даже в последние годы своей жизни А.А. не казался старым — все его реакции оставались молодыми, глаза сияли юношеской голубизной. Память уже, бывало, подводила его, но до самых конечных дней он, выходя на улицу, не забывал положить в карман шоколадных конфет — ими он угощал встреченных на московских улицах девушек. А что уж говорить о временах более ранних… «Я в молодости женщину оценивал так: согласен я от нее сифилисом заразиться или нет».

***

В середине 1980-х годов прошлого века я очутился в Париже. В музее импрессионистов бросилась в глаза пожилая хромоножка с палочкой. Было видно, что передвижение в пространстве дается ей с трудом. Зашел в другой музей и снова столкнулся с ней. Подумал: эти дураки-туристы слоняются по одному и тому же путеводителю, по одному и тому же маршруту. Но дальше мой путь лежал в музей Гимэ — место особое и безлюдное, где собраны восточные древности. Каково же было мое изумление, когда я приметил хромоножку и там. Увидев меня, она бросилась за колонну со всей прытью, которую позволяла ее инвалидность. Шла холодная война; спецслужбы всех стран радовались существованию друг друга, нагнетали страсти, раздували щеки и бюджет. В этой раскаленной атмосфере не казалось идиотизмом назначить в агенты наружного наблюдения даже приметную старуху с одышкой и палочкой.

***

В нашем дворе живет старуха. Она шаркает по асфальту, опустив глаза долу, и так горбится, будто боится задеть небо своей немытой седой головой. Она собирает на помойке корки, размачивает их и кормит бездомных голубей. Только завидев ее, они слетаются к ее варикозным ногам. Она собирает на помойке объедки, варит их в облупившейся кастрюле и кормит бездомных кошек. Только завидев старуху, они сбегаются со всех сторон света к узловатым нежным рукам. Когда я протягиваю старухе купюру, она равнодушно засовывает ее себе за пазуху, смотрит на меня водянистым безумным взглядом и произносит: «Знаешь, сынок, все уже умерли, больше мне кормить некого».

***

Японцы — мастера мультипликации. Еще до войны, в 1936 году, они сняли мультик про отвратительного американского агрессора по имени Микки-маус, который напал на страну синтоистских богов — Японию. Понятно, что японские игрушки ввалили американской игрушке по полной программе. Посмотрев мультик, японские генералы воодушевились и налетели на Перл-Харбор. Это было при императоре Хирохито. Дело закончилось безоговорочной капитуляцией и оккупацией Японии американскими мышами, которые к тому времени разрослись до размера крыс.

Самого же Хирохито принудили сфотографироваться с главным оккупантом — генералом Макартуром, который был выше императора на две головы. Чтобы всем было понятно, кто в Японии хозяин. В 1975 году престарелый Хирохито отправился в США на американском самолете. Руку ему жал президент Джеральд Форд, бывший в прежней жизни чемпионом по американскому футболу. Он и был похож на футболиста, с неуместным галстуком на могучей груди. Это была встреча двух неудачников: Хирохито проиграл войну Америке, а Форд — Северному Вьетнаму. Форд исходил из своих представлений о том, что может быть интересно японскому старикану, и заключил, что император уже впал в детство. Так что Хирохито свезли в Диснейленд, где он терпеливо наблюдал парад американских киноперсонажей. А сопровождал его тот самый мышонок. На сей раз поступили гуманно: Микки-маус был чуть пониже императора. Император был согбен, ибо американское небо пригибало его к земле.

Во время представления на аскетичном лице императора не дрогнул ни один мускул. Работа императором требует терпения и хорошей нервной системы. Хирохито было с кого брать пример — он был 124-м японским императором и проработал на этой должности больше полувека. А Форд оказался 38-м президентом США и просидел в президентском кресле меньше трех лет. Оба прожили дольше обычного.

***

Италия, Калабрия, городок Пиццо… Разгар летнего дня: камни плавятся, лицо горит, во рту пересохло. На скамеечке напротив памятнику Умберто I, с остановившимся в девятнадцатом веке взглядом, расселись пенсионеры, ­раз­одетые по последней в их жизни моде: шляпы, пиджаки и галстуки, начищенные туфли на босу ногу. Они шумно обсуждают последние новости: Марко поколотил Марию, скоро свадьба у Никколо. Вспоминают они и те славные времена, когда калабрийский «Катандзаро» играл в высшей футбольной лиге и занял аж седьмое место. Один старик признается: «Мочу стал держать плохо…» Другой его перебивает: «Не бери в голову! В детстве было ведь еще хуже! Так что ты демонстрируешь прогресс!» Старики никогда не сжимают зубы, их попросту нет: свои выпали, на чужие они не заработали, но это не мешает им наслаждаться жизнью. Слово «меланхолия» им незнакомо.

Крепкий дым пенсионерских сигарилл мешается с йодистыми ароматами из рыбной лавки. Тут к пенсионерам подковыливает их подружка — с палочкой. Похоже, они видят ее в таком прикиде впервые, живо интересуются, что с ней. Она гордо отводит палочку в сторону, театрально поднимает вверх левую руку и с нескрываемым фонетическим блаженством восклицает: «Полиартрозо!» И в этот момент кажется, что ничего страшного с ней не произошло и никогда не произойдет, что она сейчас запоет арию…

Александр Мещеряков

37 комментариев

  1. «В той Японии человек добровольно уходил от дел, когда ему исполнялось лет пятьдесят, и занимался тем, к чему лежит душа. Люди поинтеллигентнее читали, писали, рисовали, музицировали, беседовали с друзьями. В общем, наслаждались жизнью».

    Дорогие, «в той Японии» — как и в Европе, и в России — подавляющее большинство составляли простолюдины, крестьяне, рыбаки, ремесленники. Кто из них мог добровольно уйти от дел и наслаждаться жизнью? Ну нельзя же рассуждать, как девица с гуманитарным мозгом — в позапрошлом веке-де я бы на балах блистала, а сейчас в офисе бумажки перебираю.

  2. Сами японцы в «Легенде о Нараяме» рассказали миру о другом древнем обычае.

    1. Япония попыталась стать нормальной страной после 1868 г (Клятва Пяти пунктов). Но первая попытка не удалась. Вторая попытка — после сентября 1945 года — удалась, «помогли». Но тот, кто не читал «Фрегат Паллада» ( я уж не говорю о Реклю или более поздних специальных изданиях) об этом не знают.

        1. Конечно, можно много дискутировать по поводу понятия «нормальный (нормальная, норма)». Мне кажется, что «норма» — это то, от чего, после приобщения к ней, нельзя отказаться. Сейчас, например, нельзя отказаться от компьютерной (интернетовской и пр.) «культуры». В области антропологии то, от чего нельзя отказаться — это основные принципы иудео-греко-христианской культуры. От «веры» в существование «законов природы», от познаваемости мира и т.д. В гуманитарной области — это ценность (пусть лишь декларированная) человеческой жизни, прав и свобод человека и т.п.
          Япония — как и Россия (увы!- до сих пор), в 1868 г. хотела лишь научно-технических следствий западной культуры. Что и привела в годы Второй мировой войны к поеданию печени живых пленных и других восточных «достижений», что было вполне в духе японской культуры.
          Но сентябрь 45-ого во многом заставил пересмотреть японцев свои традиции. Хотя смена культурной парадигмы дело долгое. В Индии, например, до сих пор существует храмовая проституция — и отнюдь не добровольная.
          Ценить иудео-греко-христианскую культуру человек начинает тогда, когда узнаёт о других культурах. Строго говоря, их не так много — это китайская, индийская и ислам. Остальные — маргинальны (Япония во много развивалась под действием китайской — с островными особенностями, конечно — что и приводило к убийству лишних детей и стариков). Так что узнать об этих культурах не так сложно. И начать можно с «Фрегата Паллады».

          1. Вот всегда не надо недооценивать собеседника. Во-первых, Япония при реставрации Мэйдзи отказалась от буддизма в качестве государственной религии в пользу синто. Поэтому то, что несколько сдерживало брутальные дела японских военных, сдерживать перестало. Т.е. жестокие обычаи перестали быть осуждаемыми только и исключительно из-за «модернизации». Те, кто модернизацию не приняли, как один из последних монахов Японии, Уншо (в современной Японии безбрачных буддийских монахов больше нет), осуждали и милитаристский угар и слали царю письма с янтрами (магическими диаграммами), призванными защитить русских матросов от японских пуль. Во-вторых, относительно «храмовой проституции» в суперханжеской Индии — это просто смешно. Там любой намек на секс табуирован, женщины никогда не открывают ноги и ходят в штанах. Называть девадаси (с 1988 запрещенных на территории всей Индии) проститутками — это просто верх непонимания. Девадаси формально — замужние женщины, они замужем за божеством храма, в котором они работают (танцуют, главным образом). Их дети считаются, таким образом, всегда законными, а сами девадаси не могут стать вдовами, что по индийским меркам — очень недурно (вдовой в Индии быть много, много хуже, чем настоящей проституткой). В основном, запись девадаси в проститутки — это заслуга христианских миссионеров. Настоящие индийские проститутки, вернее — проституты (женщины в Индии супернедоступны) — это хиджра. Эти люди отрезают себе половые органы и после этого подрабатывают уж не буду говорить чем. Выглядят они тошнотно и я даже не могу представить, кто пользуется их услугами.

            1. https://tjur.ru/prostituciya-v-indii
              https://www.bbc.com/russian/international/2009/05/090501_india_demos
              https://ru.wikipedia.org/wiki/Культовая_проституция
              https://ru.qaz.wiki/wiki/Prostitution_in_India

              У Вас очень оригинальное мышление. Правда, хотя бы особенности индуистского мышления, связанного со вдовами, признаёте.
              Мой школьный друг, индолог, после стажировки в Индии, рассказывал, что некоторые европейцы после тесного общения с индийцами (попытками помочь при стихийных бедствиях) переживали длительную депрессию — от поведения индийцев. И это не говоря уже о кастовой системе.

              1. В вики вздор, а проститутки (не храмовые, храмовых не существует и, скорее, не существовало) там настолько стигматизированы, что где-то рядом с хиджра. Я достаточно там был, чтоб это сказать. Девадаси при этом были уважаемыми членами общества. Понимаете разницу?

                1. И Вики вздор, и BBC вздор, и всё, что не согласуется с Вашим оригинальным мышлением, всё вздор.

                  1. Кажется, Вы пишете немного бессвязные вещи. Как наличие крайне забитых и загнанных под шконку проституток в Индии подтверждает наличие там храмовой проститутции? Из того, что у меня есть яблоко, не следует, что у меня есть груша, хотя и яблоко, и груша — фрукты. К тому же, я, в отличие от Вас, был в Индии довольно продолжительное время.

              2. Индийцы ведут себя нормально, гораздо лучше европейцев. Но требования к человеку со стороны общества там намного выше.

            2. И два слова о брутальных японских военных.
              Мой отец, оканчивавший Вторую мировую, после Кёнигсберга, добивая Квантунскую армию, отзывался о японских солдатах с брезгливостью и презрением (о немцах всегда говорил с уважением). Одно дело — вспарывать животы пленным и пожирать на глазах у умирающего его печень, и другое дело — получать от врага по морде. Поведение брутального военного меняется очень сильно.

          2. Не стоит преувеличивать значение «иудео-греко-христианской культуры». Германскому фашизму она нисколько не помешала.

            1. Как не помешала? А 8(9) мая 1945-ого?
              А вот на Востоке до сих пор «коммунизм». А он, по статистике, страшнее нацизма (ссылку дать?)

              1. В смысле 8(9) мая и 2(3)сентября Германия ничем не отличается от Японии. Хотелось бы объяснения почему японский милитаризм на основе синтоистко-буддийской культуры хуже германского нацизма на основе греко-христианской культуры?
                Китайская национальная политика — это несомненно жесть, но коммунизм здесь не причем, у имперского Китая была такая же. А если Вы про собственно китайцев (ханьцев), то дайте ссылку про то как им страшно жить. Много знакомых туда ездят на заработки и им кажется, что там не особо страшнее чем в России, Украине и Белоруссии. А знакомые китайцы работу в Москве рассматривают как необходимую для карьеры командировку в страну третьего мира.

                1. Отличалась. В Германии произошло покаяние за нацизм. Для Японии сентябрь 45-ого — во многом всего лишь поражение в войне, с кем не бывает.
                  О положении в Китае спросите не только у уйгуров, но и у других не вписавшихся в систему. Но то, что «коммунизм» вполне вписывается в китайскую культуру — полностью соглашусь.
                  Да, и что там было с врачом, раньше времени заговорившем о коронавирусе?

                  1. Люди, не вписавшиеся в систему сейчас в России, оказываются на нарах. А в 20-30е годы таких «невписавшихся» уничтожали, несмотря на то, что всем участникам в детстве пытались прививать «иудео-греко-христианскую культуру». Воспитанные коммунистами поколения в кровожадности не обогнали старших товарищей.

                    1. Увы! Мой отец говорил о «пытались прививать» так: «поп на Пасху яйца собирал». Больше ничего вспомнить не мог. После февральской революции отменили обязательную исповедь и причастие. Сразу осталось 10% от «списочного состава». Христианская культура в России — очень спорный вопрос. Но мои предки — и дед со стороны отца и бабушка со стороны матери — входили в эти 10%.
                      Деда, правда, никогда не видал — арестовали в 27-ом, умер от лагерного туберкулеза. А бабушка, которая даже читать не умела — была совершенно изумительным человеком. Мои родители получили воспитание от них, и я до сих пор ими восхищаюсь.

                2. Японский милитаризм основывался как раз на отказе от буддизма, как от чужеземной религии

                    1. Я достаточно прожил с индусами и достаточно хорошо изучал эту тему, чтоб знать это. Убийство в любой дхармической религии — большой грех, причем чем разумнее существо, тем больше грех. По этой причине индийцы мяса едят мало, а определенные джати — не едят вообще. Про японцев я и вовсе специальную литературу читал на эту тему. До реставрации Мэйдзи государственной религией был буддизм линии мантр, Сингон (произносится «шингон»), тогда как простонародье тяготело к школам буддизма «Чистой Земли», а самураи — к дзэн. После реставрации, государственный статус шингон был упразднен, монахам было предложено жениться и валить. Основатель Сингон, Кобо-дайши, ученик Хуэй Го из Чанъаня, ученика Амогхаваджры из Самарканда, не только предписывал воздерживаться от убийства, но и от поедания мяса как такового, если что.

                    2. Да, конечно, убийство — грех. Но «а мать с отцом ушли в лес, спасаться» — это обалденная добродетель. Вдова на костер — добродетель! А несчастные случаи на кухне — жена случайно облилась керосином и сгорела (почему-то эти несчастные случаи происходят с теми женами, у которых приданное не устроило мужа) — не так давно — обычное дело. Кстати — Ганди кто убил?
                       Что мне непонятно — как Ваше «оригинальное» мышление согласуется с судьбой вдов (что Вы признаете. Да ещё бы и не признать — «Белые вдовы» на YouTube висит).
                      А уж самураи! Как они мечи испытывали — тоже байки?

                    3. Вдовы убивали себя сами. Отдельные (индийские) чиновники с этим боролись (из религиозных индуистских соображений), отдельные — попустительствовали (тоже из религиозных индуистских соображений, радикально разных индуизмов в Индии с десяток, если не более). Это ж Индия, никто тебе особо мешать убиться не будет, своих дел полно. Что до убийства жен ради приданного — это вещь, в старину неизвестная, новая, и индусами в целом крайне презираемая. Никаких религиозных предпосылок тут нет, банальная нищета и жадность.

                      Но все это ни о чем. Христианское население Европы делало тоже массу вещей, христианством порицаемых (см. т.н. «дурные обычаи» или «право первой ночи»). Также убивали из благочестия и ради денег «колдунов», «еретиков» и евреев, с большим энтузиазмом. Потому как между христианством и христианами — пропасть.

                    4. «Вдовы убивали себя сами» — это такая же ложь, как отсутствие проституции в Индии (https://phototour.pro/topics/india/nid_26/). Я уже рассказывал, почему и как вдова «сама» шла на костер. «Сама» потому, что знала, что её ждет — см. тот же фильм «Белые вдовы Индии». Шла она на костер, наглотавшись наркотиков — несмотря на «национальные и религиозные особенности» каждый догадывается, что значит смерть на костре. Действие наркотиков кончалось, когда она всходила на костер — но вокруг костра стояли жрецы с дубинками. Которые и «помогали» вдове выполнить свой «долг». А вокруг стояли её детки, и вполне этот «долг» одобряли. Как и сейчас одобряют — в фильме «Белые вдовы»  это показано. Англичане боролись с этим очень долго.
                      «Несчастные случаи» на кухне были так распространены, что понадобилось вводить специальные законы. И сейчас положение женщин в Индии — тяжелый крест (см., например https://www.bbc.com/russian/features-44632916 или https://ria.ru/20180807/1526060931.html  Более подробно — https://book.ivran.ru/f/ww-of-india-7-11-15.pdf)
                      Восток — дело не тонкое. Жизнь человеческая на востоке — копейка (а уж тем более, жизнь женщины. И, во многих случаях, ребенка.).
                      Да, разумеется, христиане — совсем не сахар. Но сейчас в цивилизованном обществе принято, что иудео-греко-христианская «аксиоматика» (безусловная ценность человеческой жизни и достоинства) — единственная, на которой может строиться человеческое общежитие. И менять её на какую-то другую — никому в голову не придёт.

                    5. Вы живете в своих фантазиях. Сперва Вы выдвинули тезис — в Индии есть храмовая проституция. Я ответил, что такой там нет и не было и девадаси являлись проститутками только в христианских фантазиях. Теперь Вы переводите разговор на проституцию в Индии вообще (не храмовую). Но я существование таковой и не отрицал, хотя в Индии проституция крайне осуждается, на словах, по крайней мере, и есть куча причин, почему ходить к проституткам для людей высокого положения неприлично, проститутки скрывают лицо, их возят с закрытыми шторками тук-тука и т.п.

                      Жрецы с дубинками? Это забавно, там были другие мотиваторы — жить вдове не очень хорошо. В низших кастах можно было еще заняться проституцией, в высших — родственники морили голодом. Но все равно этот обычай был распространен только у некоторых раджпутов и еще кое-где. И муссировался англичанами, чтоб оправдать их якобы «право» управлять «дикими» индусами.

                      «В … цивилизованном обществе принято, что иудео-греко-христианская «аксиоматика» — единственная, на которой может строиться человеческое общежитие». Это смешно. Я бы хотел Вам растолковать смысл неких мицвот с фатальным для всех смыслом, но не буду.

                    6. Я мог понять Ваши непонятки с симплекс-методом. Но Ваше неумение ходить по ссылкам мне непонятно. И перечтите свои комментарии. Это может освежить Вашу память.

                    7. Каким еще симлекс-методом? Кажется, вы вошли в режим бредогенерации: слать попсовые ссылки неведомых лиц человеку, который жил в Индии и обсуждаемые вещи изучал по специализированной литературе, это уже финиш. Бред написан по вашим ссылкам. Никакого влагалища никаким хиджра не делают, например, да и не возможно это в их условиях. И промышляют они оральными услугами, это все знают, наглые, мерзкие побирушки.

                    8. Если Вы считаете книгу Е. С. Юрловой «ЖЕНЩИНЫ ИНДИИ. ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ», изданную Институтом востоковедения Российской академией наук в 2014 г при содействии посольства Индии в РФ «попсовой ссылкой» (https://book.ivran.ru/f/ww-of-india-7-11-15.pdf) , то мне остается только Вам посочувствовать.
                      Что же касается симплекс-метода, то я просто напомнил Вам, что в своё время говорил Вам о том, что фанерная фабрика (благодаря которой возник симплекс-метод), задача коммивояжера и транспортная задача учат нас пониманию ограниченности наших возможностей при социальных экспериментах. Вероятно, у Вас какие-то проблемы с памятью, что с одной стороны объясняет Ваше оригинальное мышление, а с другой — делает невозможным наши с Вами дальнейшие дискуссии.
                      С уважением.
                      АГ

                    9. Господа!
                      АГ и А.В.!
                      Являясь где-то чуть менее полувека (первая работа в 1973 году) вполне себе профессиональным математиком, увы, ни хрена не смыслю в симплекс-методе (знаю, где посмотреть, если припрет), и, к тому же мало смыслю по индийской части (имел переписку с господином Кеном Оно, американцем, о С.А. Рамануджане, писал ему с трудом по-французки, ибо английского вовсе не знаю — а А.В. знает и польский, и прилично!). Но никому и ничему не завидую и как-то себе живу типа, даже занимаюсь.
                      Ваш Л.К.
                      Замечательный математик Андрей Иванович Лапин говаривал, что фильмы бывают хорошие, плохие и, наконец, индийские (китайские).
                      К.

  3. Нам чрезвычайно трудно понять японцев. Взлетая на самолете из Осаки, видишь очень плотно заселенную прибрежную часть Японии, за которой поросшие лесом сопки. Через несколько минут, перелетая узкий пролив до Приморского края, видишь совершенно пустую местность, над которой летишь 6-8 часов.
    Островные нации вообще сильно отличаются от континентальных. Англичане в мире крови пролили побольше бесноватого. Вот они японцев поймут.

    1. Трудно — это когда ты живёшь в одной культуре и думаешь, что так живет весь мир. Но если ты читаешь Реклю, Миклухо-Маклая, Арне Фальк-Рённе, «Фрегат Паллада», В.М. Головина, Альберта Швейцера и других замечательных людей и понимаешь, что понятия «хорошо» и «плохо» у разных народов разные — то не так уж трудно.
      Кстати — Канада тоже не так сильно населена. И Австралия.
      Сибирь — не такое удобное место для жизни. Хотя часто — очень красивое.
      По части крови — загляните сюда —https://vk.com/doc-2879585_345639432?hash=7aa42daa849de0d79f
      Я бы и не поверил. Но — отец, тесть, старшие коллеги — все подтверждали. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: